Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 25]

совпадал со временем цветения ржи.
В этот период строго запрещалось каким-либо образом беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, рубить лес и т.д.
Для чувашских крестьян время «синее» было периодом полной бездеятельности.
Нельзя мыться в бане, стирать белье, ступать на землю босыми ногами.
Запрещалось также косить траву, рвать цветы, выпалывать сорняки.
В период соблюдения покоя земли в дневное
время запрещалось свистеть или играть на музыкальных инструментах, так как считалось, что это может вызвать сильные ветры, бури и т.д.
Но в вечернее время эти запреты снимались, и молодежь до утра водила хороводы.
За нарушение запретов и ограничений следовали наказания.
Перед началом страды, сенокоса и паровой пашни, народ отдыхал, набирался сил.
В чувашской мифологии описание модели мира часто встречается в песнях, сопровождавших календарные ритуалы, приуроченные к «порубежному времени».
Согласно мифологическим представлениям, это время является критическим моментом в противоборстве сил добра и зла, гармонии и хаоса.
«Действия Шуйтана» и других духов активизируется в «порубежное время», то есть при переходе из одного временного состояния в другое в полдень, в полночь, на рубеже старого и нового года.
В порубежное время запрещалось начинать новое дело, выходить в дальний путь и т.д.»1.
В «порубежное время» космический порядок восстанавливается через разрушение, смерть и последующее воскрешение.
Поэтому календарные обряды, поддерживающие космический порядок, насыщены текстами, описывающими структуру модели мира.
Примером служит песня,
исполняехмая во время «чуклеме».
Этот обряд совершается осенью, после уборки урожая.
Ритуал «чуклеме» завершается выражением почитания старших членов семьи.
В календаре чуваш, как и у многих других народов, месяц делили на недели, а неделя состояла из семи дней, что ведет свое начало с глубокой древности.

1 Культура Чувашского края.
Ч.
1.
Чебоксары, 1994.
С.
135.

25
[стр. 180]

надворные постройки путем обновления столбов); месяц юба, когда проводились всеобщие осенние поминки.
«Чук уйахе» месяц жертвоприношений, когда чуваши по окончании полевых работ проводили благодарственные жертвоприношения в честь снятого урожая и просительные в честь будущего.
Б конце XIX первой трети XX века в чувашской печати, актовых и делопроизводственных материалах нередко названия месяцев юлианского, а с 1918 года григорианского календаря стали заменять чувашскими названиями: январю соответствовал «карлач», февралю «нарас» («нурас»), марту «пуш», апрелю «ака», маю «су», июню «сёртме», июлю «ута», августу «сурла», сентябрю «аван», октябрю «юпа», ноябрю «чук», декабрю «раштав».
В старину у чувашей за соблюдением календаря следили пожилые, умудренные жизненным опытом люди.
Чуваши пользовались солнечными самодельными деревянными календарями, в которых довольно точно фиксировались месяцы, недели, дни, долгота дня и даже часы и минуты.
Важную роль в ориентации во временных циклах и регламентации деятельности играли праздники.
Последние обладали свойством рассекать, структурировать, останавливать время.
Здесь имеется в виду свойство времени как бы снимать с человека напряженность, для чего его нужно приостанавливать.
Так, например, «синее» традиционный дохристианский обрядовый цикл, приуроченный ко времени летнего солнцестояния.
Когда долгота дня доходила до 17 часов, старцы объявляли всей деревне, что с такого-то дня начинается «синее».
Он праздновался в течение 12 дней и совпадал со временем цветения ржи.
В этот период строго запрещалось каким-либо образом беспокоить землю: нельзя было пахать, сеять, рыть землю, рубить лес и т.д.
Для чувашских крестьян время «синее» было периодом полной бездеятельности.
Нельзя мыться в бане, стирать белье, ступать на землю босыми ногами.
Запрещалось также косить траву, рвать цветы, выпалывать сорняки.
В период соблюдения покоя земли в дневное
180

[стр.,181]

181 время запрещалось свистеть или играть на музыкальных инструментах, так как считалось, что это может вызвать сильные ветры, бури и т.д.
Но в вечернее время эти запреты снимались, и молодежь до утра водила хороводы.
За нарушение запретов и ограничений следовали наказания.
Перед началом страды, сенокоса и паровой пашни, народ отдыхал, набирался сил.
В чувашской мифологии описание модели мира часто встречается в песнях, сопровождавших календарные ритуалы, приуроченные к «порубежному времени».
Согласно мифологическим представлениям, это время является критическим моментом в противоборстве сил добра и зла, гармонии и хаоса.
«Действия Шуйтана и других духов активизируется в «порубежное время», то есть при переходе из одного временного состояния в другое в полдень, в полночь, на рубеже старого и нового года.
В порубежное время запрещалось начинать новое дело, выходить в дальний путь и т.д.»1.
В «порубежное время» космический порядок восстанавливается через разрушение, смерть и последующее воскрешение.
Поэтому календарные обряды, поддерживающие космический порядок, насыщены текстами, описывающими структуру модели мира.
Примером служит песня,
исполняемая во время «чуклеме».
Этот обряд совершается осенью, после уборки урожая.
Ритуал «чуклеме» завершается выражением почитания старших членов семьи.
В календаре чуваш, как и у многих других народов, месяц делили на недели, а неделя состояла из семи дней, что ведет свое начало с глубокой древности.

Тунтикун понедельник.
Некоторые исследователи склонны считать «тунти» как «день ворожбы», «день проводимый у знахаря».
У крещенных татар этот день «главный, старший, первый день».
На понедельник приходились многие чувашские праздники и ритуалы, особенно посвященные духам предков.
Например, Мункун, начинающийся в субботу 1 Культура Чувашского края.
Ч.
1.
Чебоксары, 1994.
С.
135.

[Back]