Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 26]

26 Тунтикун понедельник.
Некоторые исследователи склонны считать «тунти» как «день ворожбы», «день проводимый у знахаря».
У крещенных татар этот день «главный, старший, первый день».
На понедельник приходились многие чувашские праздники и ритуалы, особенно посвященные духам предков.
Например, Мункун, начинающийся в субботу
или воскресенье, в понедельник имел продолжение.
В этот день как раз варили специальную пищу и совершали угощение пришедших в гости родственников.
Приметы, связанные с понедельником, противоречивы.
С одной стороны говорили, что понедельник для любых действий подходящий.
Советовали дела начинать именно в понедельник.
С другой стороны, именно понедельник считался тяжелым днем.
Так, в понедельник начиналась жатва, но он не подходил для его завершения.
Если завершение жатвы приходилось на понедельник, то оставляли на другой день хотя бы немного.
В этот день существовал запрет для выхода на сев и для первого выгона скота.
Ытлари-кун вторник.
Из всех дней этот единственный, который народное поверье считало несчастливым днем.
Не то чтобы совершать в этот день жертвоприношение, но
нс брались даже за более или менее значительные работы.
Как говорилось в поговорке: «Во вторник и птицы гнездо не вьют» («Ытлари кун кайак та йава савармас») Юн-кун среда.
«День крови», день жертвоприношений.
Древний чувашский праздник Мункун начинался именно в среду.
В этот день мылись в бане и надевали лучшую одежду.

Ыа вопрос: «Почему же этот праздник отмечается в среду?» отвечалось, что в этот день чуваши в лице их предка получили от Тура (олицетворял небо, а позднее верховный бог чуваш) свою религию.
В среду же открывалась бочки с пивом, пеклись блины, совершались моления и угощение духов предков.
В праздничные среды существовало ряд запретов.
Например, нельзя подметать пол, стирать белье и т.д.
Эрне-кас или кесенерни-кун четверг.
Значение эрне-кас это «вечер недели», то есть день, предшествующий пятнице,
се канун.
Кеснерни-кун
[стр. 181]

181 время запрещалось свистеть или играть на музыкальных инструментах, так как считалось, что это может вызвать сильные ветры, бури и т.д.
Но в вечернее время эти запреты снимались, и молодежь до утра водила хороводы.
За нарушение запретов и ограничений следовали наказания.
Перед началом страды, сенокоса и паровой пашни, народ отдыхал, набирался сил.
В чувашской мифологии описание модели мира часто встречается в песнях, сопровождавших календарные ритуалы, приуроченные к «порубежному времени».
Согласно мифологическим представлениям, это время является критическим моментом в противоборстве сил добра и зла, гармонии и хаоса.
«Действия Шуйтана и других духов активизируется в «порубежное время», то есть при переходе из одного временного состояния в другое в полдень, в полночь, на рубеже старого и нового года.
В порубежное время запрещалось начинать новое дело, выходить в дальний путь и т.д.»1.
В «порубежное время» космический порядок восстанавливается через разрушение, смерть и последующее воскрешение.
Поэтому календарные обряды, поддерживающие космический порядок, насыщены текстами, описывающими структуру модели мира.
Примером служит песня, исполняемая во время «чуклеме».
Этот обряд совершается осенью, после уборки урожая.
Ритуал «чуклеме» завершается выражением почитания старших членов семьи.
В календаре чуваш, как и у многих других народов, месяц делили на недели, а неделя состояла из семи дней, что ведет свое начало с глубокой древности.
Тунтикун понедельник.
Некоторые исследователи склонны считать «тунти» как «день ворожбы», «день проводимый у знахаря».
У крещенных татар этот день «главный, старший, первый день».
На понедельник приходились многие чувашские праздники и ритуалы, особенно посвященные духам предков.
Например, Мункун, начинающийся в субботу
1 Культура Чувашского края.
Ч.
1.
Чебоксары, 1994.
С.
135.


[стр.,182]

182 или воскресенье, в понедельник имел продолжение.
В этот день как раз варили специальную пищу и совершали угощение пришедших в гости родственников.
Приметы, связанные с понедельником, противоречивы.
С одной стороны говорили, что понедельник для любых действий подходящий.
Советовали дела начинать именно в понедельник.
С другой стороны, именно понедельник считался тяжелым днем.
Так, в понедельник начиналась жатва, но он не подходил для его завершения.
Если завершение жатвы приходилось на понедельник, то оставляли на другой день хотя бы немного.
В этот день существовал запрет для выхода на сев и для первого выгона скота.
Ытлари-кун вторник.
Из всех дней этот единственный, который народное поверье считало несчастливым днем.
Не то чтобы совершать в этот день жертвоприношение, но
не брались даже за более или менее значительные работы.
Как говорилось в поговорке: «Во вторник и птицы гнездо не вьют» («Ытлари кун кайак та йава савармас») Юн-кун среда.
«День крови», день жертвоприношений.
Древний чувашский праздник Мункун начинался именно в среду.
В этот день мылись в бане и надевали лучшую одежду.

На вопрос: «Почему же этот праздник отмечается в среду?» отвечалось, что в этот день чуваши в лице их предка получили от Тура (олицетворял небо, а позднее верховный бог чуваш) свою религию.
В среду же открывалась бочки с пивом, пеклись блины, совершались моления и угощение духов предков.
В праздничные среды существовало ряд запретов.
Например, нельзя подметать пол, стирать белье и т.д.
Эрне-кас или кесенерни-кун четверг.
Значение эрне-кас это «вечер недели», то есть день, предшествующий пятнице,
ее канун.
Кеснерни-кун «малый недельный день».
Южные чуваши-язычники уже в четверг вечером прекращали всякую работу и семьями шли в баню.
Небольшие поминки также проводились в четверг вечером.
Со дня смерти вплоть до больших поминок в каждый четверг по вечерам поминали усопшего.
У северных

[Back]