Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 27]

«малый недельный день».
Южные чуваши-язычники уже в четверг вечером прекращали всякую работу и семьями шли в баню.
Небольшие поминки также проводились в четверг вечером.
Со дня смерти вплоть до больших поминок в каждый четверг по вечерам поминали усопшего.
У северных
чуваш четверг являлся днем жертвоприношений, и в этот день совершали большинство жертвоприношений.
Эрне-кун пятница.
Ее значение «недельный день».
Пятница для южных чуваш-язычников и в настоящее время является праздником недели, «праздничным днем» (уявла кун), как это прежде было распространено по всей территории Чувашии.
Пятница день молений.
В этот день все дела откладывались, и время проводилось в праздности и отдыхе.
Даже в страду, когда дорог каждый день, в пятницу отдыхали.
В наше время эта традиция сохранилась у некрещеных чуваш.
Язычники в этот день не работали и даже не зажигали огонь в доме, а, надев белую рубашку, целый день сидели на улице и беседовали.
Северные чуваши раньше считали, если кто в пятницу осмелится работать, то его ударит молния.
Особенно нельзя топить печи, ездить в лес и в поле.
Исследователь культуры и быта чувашей В.К.

Магницкий’’ относительно пятницы упоминает фигуру воображения, эрне ватты (старик недели), что в переводе звучит как недельная старуха.
О нем он записал такое поверье: кто накануне пятницы прядет пряжу, в наказание из его волос старик недели на том свете тоже будет прясть пряжу.
А кто в пятницу стирал белье, того будут поить водой, перемешанной с золой.
А кто в этот день мял пеньку, то он убьет его с помощью льномялки.
Шамат-кун суббота.
Первый день после выходной пятницы.
Среди некрещеных чуваш она и ныне признается за начало новой недели.
В связи с перемещением в позднем календаре выходной пятницы на воскресенье, многие атрибуты четверга были перенесены на субботу.
Поэтому этот день выделялся многими сакральными событиями.
Так, весенний родовой ритуал по угощению духов предков некоторые начинали в субботу.
В этот день им
1 27 1 Магницкий В.К.
Сб.
статей НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совмине
ЧЛССР.
Чебоксары, 1989.
[стр. 182]

182 или воскресенье, в понедельник имел продолжение.
В этот день как раз варили специальную пищу и совершали угощение пришедших в гости родственников.
Приметы, связанные с понедельником, противоречивы.
С одной стороны говорили, что понедельник для любых действий подходящий.
Советовали дела начинать именно в понедельник.
С другой стороны, именно понедельник считался тяжелым днем.
Так, в понедельник начиналась жатва, но он не подходил для его завершения.
Если завершение жатвы приходилось на понедельник, то оставляли на другой день хотя бы немного.
В этот день существовал запрет для выхода на сев и для первого выгона скота.
Ытлари-кун вторник.
Из всех дней этот единственный, который народное поверье считало несчастливым днем.
Не то чтобы совершать в этот день жертвоприношение, но не брались даже за более или менее значительные работы.
Как говорилось в поговорке: «Во вторник и птицы гнездо не вьют» («Ытлари кун кайак та йава савармас») Юн-кун среда.
«День крови», день жертвоприношений.
Древний чувашский праздник Мункун начинался именно в среду.
В этот день мылись в бане и надевали лучшую одежду.
На вопрос: «Почему же этот праздник отмечается в среду?» отвечалось, что в этот день чуваши в лице их предка получили от Тура (олицетворял небо, а позднее верховный бог чуваш) свою религию.
В среду же открывалась бочки с пивом, пеклись блины, совершались моления и угощение духов предков.
В праздничные среды существовало ряд запретов.
Например, нельзя подметать пол, стирать белье и т.д.
Эрне-кас или кесенерни-кун четверг.
Значение эрне-кас это «вечер недели», то есть день, предшествующий пятнице, ее канун.
Кеснерни-кун «малый недельный день».
Южные чуваши-язычники уже в четверг вечером прекращали всякую работу и семьями шли в баню.
Небольшие поминки также проводились в четверг вечером.
Со дня смерти вплоть до больших поминок в каждый четверг по вечерам поминали усопшего.
У северных


[стр.,183]

чуваш четверг являлся днем жертвоприношений, и в этот день совершали большинство жертвоприношений.
Эрне-кун пятница.
Ее значение «недельный день».
Пятница для южных чуваш-язычников и в настоящее время является праздником недели, «праздничным днем» (уявла кун), как это прежде было распространено по всей территории Чувашии.
Пятница день молений.
В этот день все дела откладывались, и время проводилось в праздности и отдыхе.
Даже в страду, когда дорог каждый день, в пятницу отдыхали.
В наше время эта традиция сохранилась у некрещеных чуваш.
Язычники в этот день не работали и даже не зажигали огонь в доме, а, надев белую рубашку, целый день сидели на улице и беседовали.
Северные чуваши раньше считали, если кто в пятницу осмелится работать, то его ударит молния.
Особенно нельзя топить печи, ездить в лес и в поле.
Исследователь культуры и быта чувашей В.К.

Магницкий1 относительно пятницы упоминает фигуру воображения, эрне ваггы (старик недели), что в переводе звучит как недельная старуха.
О нем он записал такое поверье: кто накануне пятницы прядет пряжу, в наказание из его волос старик недели на том свете тоже будет прясть пряжу.
А кто в пятницу стирал белье, того будут поить водой, перемешанной с золой.
А кто в этот день мял пеньку, то он убьет его с помощью льномялки.
Шамат-кун суббота.
Первый день после выходной пятницы.
Среди некрещеных чуваш она и ныне признается за начало новой недели.
В связи с перемещением в позднем календаре выходной пятницы на воскресенье, многие атрибуты четверга были перенесены на субботу.
Поэтому этот день выделялся многими сакральными событиями.
Так, весенний родовой ритуал по угощению духов предков некоторые начинали в субботу.
В этот день им
отделяли часть приготовленной пищи, особенно пива и курятины.
Данная суббота еще называлась Калам.
Ночью в Калам колдуны выходили на порчу.
Поэтому все старались с вечера оградить дома и строения «железной оградой 183 ' Мш нпикии В.К.
Сб.
статей НИИ языка, литературы, истории и экономики при Совмине
ЧАССР.
Чебоксары, 1989.

[Back]