31 концепции времени как универсального процесса порождения и уничтожения объектов»1. Анализируя взгляды философов на проблему времени, можно обратить внимание на то, что почти все они говорили о двух типах, точнее, образах времени. Подобные представления, несмотря на некоторые различия в способах описания, остаются практически неизменными вот уже два с половиной тысячелетия европейской истории. От античности и до поздней современности подавляющее большинство философов, говоря о времени, оперировало категориями достаточно устойчивой структуры. Уже в гесиодовской «Теогонии» присутствовало представление как бы о двух временах: одно циклическое время несовершенного мира, другое высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории, такие как хаос, появление затем богини Земли Геи, Тартар, Эрос и т.д. Эти идеи о наличии двух образов времени, в античной философии получали развитие в рамках представлений о динамическом и статическом времени, о времени несовершенного мира мнений и о вечности умопостигаемого мира. Первая философская школа Древней Греции милетская начинает с поиска сохраняющегося первоначала всех вещей, как основы структурирования космоса (постановкой этой проблемы античная натурфилософия отличается от мифологии), хотя милетская натурфилософия была сформирована в рамках представлений о бесконечности времени и о вечности движения. Один из представителей этой школы Анаксимандр заявлял, что апейрон непреходящ, бессмертен и неуничтожим. Время определяет границы рождения, существования и уничтожения. Оно выступает в двух представлениях: взгляд на время из временного мира дает нам модель динамического времени, которое течет из прошлого через настоящее в будущее, определяя череду возникновений и уничтожений. А взгляд на время из вневременного мира дает нам статическую модель времени, в которой можно единым взглядом охватить целиком прошлое, : Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977. С. 7. |
187 концепции времени как универсального процесса порождения и уничтожения объектов»1. Анализируя взгляды философов на проблему времени, можно обратить внимание на то, что почти все они говорили о двух типах, точнее, образах времени. Подобные представления, несмотря на некоторые различия в способах описания, остаются практически неизменными вот уже два с половиной тысячелетия европейской истории. От античности и до поздней современности подавляющее большинство философов, говоря о времени, оперировало категориями достаточно устойчивой структуры. Уже в гесиодовской «Теогонии» присутствовало представление как бы 0 двух временах: одно циклическое время несовершенного мира, другое высшее время, в котором отсчитываются глобальные моменты в истории, такие как хаос, появление затем богини Земли Геи, Тартар, Эрос и т.д. Эти идеи о наличии двух образов времени, в античной философии получали развитие в рамках представлений о динамическом и статическом времени, о времени несовершенного мира мнений и о вечности умопостигаемого мира. Первая философская школа Древней Греции милетская начинает с поиска сохраняющегося первоначала всех вещей, как основы структурирования космоса (постановкой этой проблемы античная налурфилософия отличается от мифологии), хотя милетская натурфилософия была сформирована в рамках представлений о бесконечности времени и о вечности движения. Один из представителей этой школы Анаксимандр заявлял, что апейрон непреходящ, бессмертен и неуничтожим. Время определяет границы рождения, существования и уничтожения. Оно выступает в двух проекциях: взгляд на время из временного мира дает нам модель динамического времени, которое течет из прошлого через настоящее в будущее, определяя череду возникновений и уничтожений. А взгляд на время из вневременного мира дает нам статическую модель времени, в которой можно единым взглядом охватить целиком прошлое, 1 Молчанов Ю.Б. Четыре концепции времени в философии и физике. М., 1977. С. 7. |