временного бытия материального мира, а с другой осознания присущего человеку чувства длительности вело к определенной субъективации времени, что в явно выражено в философской концепции Плотина. Он критически подходил к представлению о времени как числе и мере движения. Плотин пытался перенести метризацию времени из внешнего мира, где она происходит с помощью круговых движений небесных светил, во внутренний мир человека. Поэтому для него «время есть жизнь души, пребывающей в переходном движении от одного жизненного проявления к другому... Существующее до него есть вечность, не сопровождающая его в течение и не ^распространяющаяся с ним»1. То есть время — событие вечности, ее подвижный образ, но запечатленные не столько в мире человека, сколько в его душе. Если обратится к тем главам седьмой книги «Эннеад», в которых Плотин излагает свое понимание времени, то мы увидим, что время являлось измерением длины жизни Души человека. Поэтому время нельзя считать находящимся вне души и отделенным от нее, как и вечность нельзя помещать вне сущего. Итак, время, с точки зрения Плотина, это некоторая существующая вне и независимо от движений равномерная длительность. Но, с другой стороны, время неотделимо от Мировой души и представляет собой проявление ее жизни, в процессе которой Мировая душа творит видимый материальный мир. В своем учении о времени и вечности Плотин продолжал развивать парменидо-платоновское противопоставление времени и вечности. Вечность у него имеет все черты раннемифологического представления о безвременном бытии реальной действительности, в котором нет никакого возникновения из небытия и удаления в небытие, и представляет собой единомоментное безвременное бытие высшей идеально совершенной сущности. Правда, у Плотина категория «вечность» уже значительно развита и обретает более мистический характер, чем это имело место у Парменида и Платона. 37 1 Плотин. Эннеады. Киев. 1995. С. 25. |
и времени, за которыми стояли различные уровни мира. Парадоксальное сочетание, с одной стороны, представления о бездлительности времени и временною бытия материального мира, а с другой осознания присущего человеку чувства длительности вело к определенной субъективации времени, что в явно выражено в философской концепции Плотина. Он критически подходил к представлению о времени как числе и мере движения. Плотин пытался перенести метризацию времени из внешнего мира, где она происходит с помощью круговых движений небесных светил, во внутренний мир человека. Поэтому для него «время есть жизнь души, пребывающей в переходном движении от одного жизненного проявления к другому... Существующее до него есть вечность, не сопровождающая его в течение и не ^распространяющаяся с ним»1. То есть время событие вечности, ее подвижный образ, но запечатленные не столько в мире человека, сколько в его душе. Если обратится к тем главам седьмой книги «Эннеад», в которых Плотин излагает свое понимание времени, то мы увидим, что время являлось измерением длины жизни Души человека. Поэтому время нельзя считать находящимся вне души и отделенным от нее, как и вечность нельзя помещать вне сушего. Итак, время, с точки зрения Плотина, это некоторая существующая вне и независимо от движений равномерная длительность. Но, с другой стороны, время неотделимо от Мировой души и представляет собой проявление ее жизни, в процессе которой Мировая душа творит видимый материальный мир. В своем учении о времени и вечности Плотин продолжал развивать ларменидо-платоновское противопоставление времени и вечности. Вечность у него имеет все черты раннемифологического представления о безвременном бытии реальной действительности, в котором нет никакого возникновения из небытия и удаления в небытие, и представляет собой единомоментное безвременное бытие высшей идеально совершенной сущности. Правда, у Плотина категория «вечность» уже 193 1 Плотин. Эннеады. Киев. 1995. С. 25. |