38 «Вечность» как характеристика умопостигаемого мира представляет собой целостное, но в то же время и многообъемлющее понятие, охватывающее «комплекс многообразных сил». Время же. Плотин осознавал как длительность, но не как длительность бытия материального мира, а как длительность жизни души человека. Развитые Плотином представления о времени и вечности были восприняты христианской теологией и средневековой схоластикой. 1.2. Средневековый и ренессансно-новоевропейский этапы социально-экономического освоения времени Эпоха гибели античной культуры, которая сопровождалась социальными катаклизмами, вызвала на первый план проблему времени. Так мы выделяем третий этап средневековый в освоении времени. Для феодального средневековья это проблема не только результат специфических социально-экономических условий, но также плод развития в Европе христианства. Христианская концепция истории мира и человека несла в себе существенный элемент «линейных» воззрений, которые задаются начальной и конечной точками отсчета эсхатологической концепции. Начальной и конечной точками истории человечества считались моменты утраты благодати и ее предстоящего обретения: рай до изгнания Адама и Евы и Град Божий после Страшного Суда. Н.А. Бердяев считал, что еврейский народ с его напряженным чувством истории обращен к будущему, поэтому «христианство по своей природе исключительно динамично, а не статично, каким представляется античный мир»1. Вера вытесняла Разум, Божественная Воля преодолевала естественную необходимость. Креационизм постепенно и уверенно вытеснял гилозоизм и пантеизм. Оппозиция «вечность время» продолжала оставаться исходным пунктом философских дебатов о времени в рамках христианской доктрины. Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 84. |
значительно развита и обретает более мистический характер, чем это имело место у Парменида и Платона. «Вечность» как характеристика умопостигаемого мира представляет собой целостное, но в то же время и многообъемлющее понятие, охватывающее «комплекс многообразных сил». Время же, Плотин осознавал как длительность, но не как длительность бытия материального мира, а как длительность жизни души человека. Развитые Плотином представления о времени и вечности были восприняты христианской теологией и средневековой схоластикой. Эпоха гибели античной культуры, которая сопровождалась социальными катаклизмами, вызвала на первый план проблему времени. Так мы выделяем третий этап средневековый в проецировании времени. Для феодального средневековья это проблема не только результат специфических социально-экономических условий, но также плод развития в Европе христианства. Христианская концепция истории мира и человека несла в себе существенный элемент «линейных» воззрений, которые задаются начальной и конечной точками отсчета эсхатологической концепции. Начальной и конечной точками истории человечества считались моменты утраты благодати и ее предстоящего обретения: рай до изгнания Адама и Евы и Град Божий после Страшного Суда. Н.А. Бердяев считал, что еврейский народ с его напряженным чувством истории обращен к будущему, поэтому «христианство по своей природе исключительно динамично, а не статично, каким представляется античный мир»1. Вера вытесняла Разум, Божественная Воля преодолевала естественную необходимость. Креационизм постепенно и уверенно вытеснял гилозоизм и пантеизм. Оппозиция «вечность время» продолжала оставаться исходным пунктом философских дебатов о времени в рамках христианской доктрины. Возникнув в эпоху античности как проблема разграничения сфер 194 1 Бердяев Н.А. Смысл истории. М., 1990. С. 84. |