Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 41]

41 следовательно, не есть движение тела»1).
Для Августина, как и для Аристотеля, время связанно с движением тел, но время и движение не есть одно и то же.
Он писал: «Я вполне сознаю, что, если бы ничто не проходило, то не было бы прошедшего времени; если бы ничто не приходило, то не было бы будущего времени; если бы ничего не было действительно существующим, то не было бы и настоящего времени.
В чем же состоит сущность первых двух времен, то есть прошедшего и будущего, когда прошедшее уже кончилось, а будущее еще не
наступило?»2.
В связи с этими вопросами возникла проблема измерения времени и его длительности.
Здесь Августин признавал, что так и не знает, что же, в конце концов, он измеряет, когда пытается измерить время.
«Истинным ли исповеданием исповедается тебе душа моя, когда я говорю, что измеряю и само время? Его ли я измеряю, Боже мой? Что именно я измеряю, ведь я и сам этого не знаю.
Если движение тел я измеряю временем, то следует ли отсюда, что я измеряю и само
время?»3.
Все эти трудности заставляли Августина искать такие основания, которые могут быть самодостаточными и достоверными.
И эти основания, считал он, лежат в нашем мышлении, в душе.
В ней мы находим твердое основание для различения настоящего, прошедшего и будущего.
«Итак, в тебе, душа моя, измеряю я
времена»4.
Перенос времени в душу человека открывал возможность для сочетания прошлого, настоящего и будущего, т.к.
им соответствуют три формы восприятия действительности.
«Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминания
(тетопа); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (шШИиз); для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (ехзрестГю)»5.
И им же соответствуют и 1 Аш-устин Аврелий.
Исповедь.
М., 1992.
С.
173.
\Там же.
С.
167.
3 Там же: С.
174.
4 Там же: С.
176.
5 Там же.
С.
170.
[стр. 197]

197 Аристотеля, время связанно с движением тел, но время и движение не есть одно и то же.
Он писал: «Я вполне сознаю, что, если бы ничто не проходило, то не было бы прошедшего времени; если бы ничто не приходило, то не было бы будущего времени; если бы ничего не было действительно существующим, то не было бы и настоящего времени.
В чем же состоит сущность первых двух времен, то есть прошедшего и будущего, когда прошедшее уже кончилось, а будущее еще не
наступило?»1.
В связи с этими вопросами возникла проблема измерения времени и его длительности.
Здесь Августин признавал, что так и не знает, что же, в конце концов, он измеряет, когда пытается измерить время.
«Истинным ли исповеданием исповедается тебе душа моя, когда я говорю, что измеряю и само время? Его ли я измеряю, Боже мой? Что именно я измеряю, ведь я и сам этого не знаю.
Если движение тел я измеряю временем, то следует ли отсюда, что я измеряю и само
время?»2.
Все эти трудности заставляли Августина искать такие основания, которые могут быть самодостаточными и достоверными.
И эти основания, считал он, лежат в нашем мышлении, в душе.
В ней мы находим твердое основание для различения настоящего, прошедшего и будущего.
«Итак, в тебе, душа моя, измеряю я
времена»3.
Перенос времени в душу человека открывал возможность для сочетания прошлого, настоящего и будущего, т.к.
им соответствуют три формы восприятия действительности.
«Так, для настоящего прошедших предметов есть у нас память или воспоминания
(шетопа); для настоящего настоящих предметов есть у нас взгляд, воззрение, созерцание (тшИиз); для настоящего будущих предметов есть у нас чаяние, упование, надежда (ехзресШю)»4.
И им же соответствуют и предполагаются три формы деятельности: осуществляемые напряжением наших сил, уже осуществившиеся и предполагаемые действия.
Время в душе это абсолютное время, ибо душа человека содержит ' Августин Аврелий.
Исповедь.
М., 1992.
С.
167.
2 Там же; С.
174.
3 Там же: С.
176.
4 Там же: С.
170.

[Back]