Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 43]

43 подверженные процессом развития и разрушения, что выражалось понятием «время»1.
Фома Аквинский один из первых детализировал проблему,
которую, используя современную терминологию, можно обозначить как темпоральное сознание действующего субъекта.
В частности он считал, что благоразумие, эта духовная добродетель, заключает в себе, среди прочего, следующие подчиненные добродетели:
память о прошедшем; понимание настоящего; предвидение и умение принимать в расчет будущие события.
Важным изменением по сравнению с античным представлением о времени, являлось то, что время изменило свое направление.
Если на первобытно-мифологическом этапе, как было указано выше, присутствовала ориентация на далекое прошлое, в античной культуре на настоящее, то средневековье с христианской религией ориентировано в будущее, на грядущее спасение, на грядущий выход из времени в вечность.
Августин отрицал циклическое понимание времени античной культуры.
Им было заложено линейное (безальтернативное,
одновариаитное) понимание времени от сотворения мира к Стран тому Суду.
Как в мифе, так и в религии время течет оттуда, куда обратно стремятся человек и мир.
В первобытной мифологии центром притяжения являлось прошлое, и оттуда течет время.
Но так как первобытномифологическое время циклично, то мир уносился в желанное прошлое.
В религии центр притяжения будущее, и оттуда течет время.

По поскольку христианское время линейно, то грядущее спасение связано с истощением будущего.
Но средневековье не способно было окончательно порвать с циклизмом, так как преимущественно аграрный характер деятельности общества зависел от природных циклов и его подчинении им.
Отсюда присутствовала скорее линейно-циклическая концепция времени, которая
1 См.: Фома Аквинский.
Сумма теологий (отрывки).
В: В.В.
Соколов и др.

(рсд.).
Антология мировой философии.
В 4-х т.
М.
1969 1972, т.!, ч.
2.
С 824 857; также в: Ю.
Боргош.
Фома Аквинский.
М.
1966.
[стр. 198]

198 истину мира и сопричастна абсолюту.
Если сам Бог, абсолют в вечности, то сопричастная Богу душа содержит абсолютное время.
И если в античности абсолютное время связывалось с наиболее совершенными объектами или процессами мира, и таким объектом была небесная сфера, то в христианстве это душа человека, Бог.
Поэтому искать метрику мира надо не в окружающем мире и его движении, а в душе человека.
Таким утверждением связана одна из важнейших особенностей теолошческого представления о времени.
Как писал Н.А.
Бердяев: «Христианство освободило человека от подвластности природе, поставив его духовно в центр мироздания»1.
Хотя внешне в центре христианских теологических дебатов постоянно находилась проблема соотношения божественного времени (вечности) и земного времени, на протяжении Средневековья трактовка этой оппозиции постепенно изменялась.
В частности, если Августин, Боэций в основном интересовались проблемой времени, то, начиная с XII в.
в центр теологических изысканий выдвигалась проблема вечности.
Отход от раннехристианской традиции начался под влиянием Аристотеля и других античных авторов, сочинения которых стали доступны европейским мыслителям в XII в.
Аристотелианцы (Сигер Брабантский, Фома Аквинский и др.) ослабили оппозицию «Бог мир», подвергнув сомнению представление об одинаковой бренности всех элементов мира.
Так, Фома Аквинский ввел промежуточное понятие «век», поместив его между «Вечностью» и «временем», между божественным постоянством и все разрушающими земными изменениями.
Вечность оставалась исключительной характеристикой Бога, ниже располагались ангелы, души, небесные тела и Церковь, существование которых и определялись понятием «век».
Самый нижний уровень иерархии занимали бренные тела, подверженные процессом развития и разрушения, что выражалось понятием «время»2.
Фома Аквинский один из первых детализировал проблему,
Бердяев Н.А.
Смысл истории.
М., 1990.
С.
91.
2 См.: Фома Аквинский.
Сумма теологий (отрывки).
В: В.В.
Соколов и др.

(ред.).
Антология мировой философии.
В 4-х т.
М.
1969 -1972, т.!, ч.
2.
С 824 857; также в: Ю.
Боргош.
Фома Аквинский.
М.
1966.


[стр.,199]

199 которую, используя современную терминологию, можно обозначить как темпоральное сознание действующего субъекта.
В частности он считал, что благоразумие, эта духовная добродетель, заключает в себе, среди прочего, следующие подчиненные добродетели:
намять о прошедшем; понимание настоящего; предвидение и умение принимать в расчет будущие события.
Важным изменением по сравнению с античным представлением о времени, являлось то, что время изменило свое направление.
Если на первобытно-мифологическом этапе, как было указано выше, присутствовала ориентация на далекое прошлое, в античной культуре на настоящее, то средневековье с христианской религией ориентировано в будущее, на грядущее спасение, на грядущий выход из времени в вечность.
Августин отрицал циклическое понимание времени античной культуры.
Им было заложено линейное (безальтернативное,
одновариантное) понимание времени от сотворения мира к Страшному Суду.
Как в мифе, так и в религии время течет оттуда, куда обратно стремятся человек и мир.
В первобытной мифологии центром притяжения являлось прошлое, и оттуда течет время.
Но так как первобытномифологическое время циклично, то мир уносился в желанное прошлое.
В религии центр притяжения будущее, и оттуда течет время.

Но поскольку христианское время линейно, то грядущее спасение связано с истощением будущего.
Но средневековье не способно было окончательно порвать с циклизмом, так как преимущественно аграрный характер деятельности общества зависел от природных циклов и его подчинении им.
Отсюда присутствовала скорее линейно-циклическая концепция времени, которая
базировалась на признании его конечности.
Если античный циклизм исходил из идеи бесконечности времени, то циклизм «христианского понимания времени обнаруживается и в церковных праздниках, ежегодно повторяющих

[Back]