Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 44]

44 базировалась на признании его конечности.
Если античный циклизм исходил из идеи бесконечности времени, то циклизм «христианского понимания времени обнаруживается и в церковных праздниках, ежегодно повторяющих
и возобновляющих важнейшие события из жизни Христа»1.
В сознании средневекового человека сочеталось беспечное отношение ко времени с осознанием бренности, необратимости человеческой жизни, с эсхатологическим переживанием времени.
Измерение времени в средневековье было связано с естественными периодическими событиями (восход и закат Солнца).
В рамках этих промежутков время определялось приблизительно.
Основной единицей хронометрии в средневековье были сутки.
В рамках суток часы и минута в практическом плане не имели значения для земледельцев.
Организацию времени в обществе возложила на себя церковь.
Она определяла, когда надлежало трудиться, а когда отдыхать.
Звон церковного колокола был главным ориентиром в рамках суток.
Во временной организации года большое значение имели религиозные праздники и обряды.
Религиозные обряды срастались с процессами трудовой и общественной жизни.
Практически возникла система, связанная с естественной сменой времен года от весны к лету и от осени к зиме.
Обряды и праздники являлись ритмическим темпом, которые вошли в плоть и кровь народной психологии.
Опираясь на своих многочисленных святых, христианство, в конце концов, создало народный сельскохозяйственный календарь, разработанный гораздо подробнее, чем в язычестве.
В средневековой Европе появился символ убегающего времени механические часы, которые были впервые изготовлены около 1000 года.
Механические часы с колесами и гирями начали распространяться в Европе только в XII веке.
Вплоть до конца XVI века механические часы, как правило, имели только часовую стрелку, их точность не превышала 15 минут в сутки.
Они, как и солнечные, служили для ориентации во времени суток, а
1 Гуренич А.Я.
Категории средневековой культуры.
М., 1984.
С.
121.
[стр. 199]

199 которую, используя современную терминологию, можно обозначить как темпоральное сознание действующего субъекта.
В частности он считал, что благоразумие, эта духовная добродетель, заключает в себе, среди прочего, следующие подчиненные добродетели: намять о прошедшем; понимание настоящего; предвидение и умение принимать в расчет будущие события.
Важным изменением по сравнению с античным представлением о времени, являлось то, что время изменило свое направление.
Если на первобытно-мифологическом этапе, как было указано выше, присутствовала ориентация на далекое прошлое, в античной культуре на настоящее, то средневековье с христианской религией ориентировано в будущее, на грядущее спасение, на грядущий выход из времени в вечность.
Августин отрицал циклическое понимание времени античной культуры.
Им было заложено линейное (безальтернативное, одновариантное) понимание времени от сотворения мира к Страшному Суду.
Как в мифе, так и в религии время течет оттуда, куда обратно стремятся человек и мир.
В первобытной мифологии центром притяжения являлось прошлое, и оттуда течет время.
Но так как первобытномифологическое время циклично, то мир уносился в желанное прошлое.
В религии центр притяжения будущее, и оттуда течет время.
Но поскольку христианское время линейно, то грядущее спасение связано с истощением будущего.
Но средневековье не способно было окончательно порвать с циклизмом, так как преимущественно аграрный характер деятельности общества зависел от природных циклов и его подчинении им.
Отсюда присутствовала скорее линейно-циклическая концепция времени, которая базировалась на признании его конечности.
Если античный циклизм исходил из идеи бесконечности времени, то циклизм «христианского понимания времени обнаруживается и в церковных праздниках, ежегодно повторяющих


[стр.,200]

200 и возобновляющих важнейшие события из жизни Христа»1.
В сознании средневекового человека сочеталось беспечное отношение ко времени с осознанием бренности, необратимости человеческой жизни, с эсхатологическим переживанием времени.
Измерение времени в средневековье было связано с естественными периодическими событиями (восход и закат Солнца).
В рамках этих промежутков время определялось приблизительно.
Основной единицей хронометрии в средневековье были сутки.
В рамках суток часы и минута в практическом плане не имели значения для земледельцев.
Организацию времени в обществе возложила на себя церковь.
Она определяла, когда надлежало трудиться, а когда отдыхать.
Звон церковного колокола был главным ориентиром в рамках суток.
Во временной организации года большое значение имели религиозные праздники и обряды.
Религиозные обряды срастались с процессами трудовой и общественной жизни.
Практически возникла система, связанная с естественной сменой времен года от весны к лету и от осени к зиме.
Обряды и праздники являлись ритмическим темпом, которые вошли в плоть и кровь народной психологии.
Опираясь на своих многочисленных святых, христианство, в конце концов, создало народный сельскохозяйственный календарь, разработанный гораздо подробнее, чем в язычестве.
В средневековой Европе появился символ убегающего времени механические часы, которые были впервые изготовлены около 1000 года.
Механические часы с колесами и гирями начали распространяться в Европе только в XII веке.
Вплоть до конца XVI века механические часы, как правило, имели только часовую стрелку, их точность не превышала 15 минут в сутки.
Они, как и солнечные, служили для ориентации во времени суток, а
не для точного измерения времени.
Появление часов не могло не сказаться на формировании европейского типа мышления, которое «механизировало» представление о времени бюргера.
Его образ жизни уже не был так прочно 1 Гуревич А.Я.
Категории средневековой культуры.
М., 1984.
С.
121.

[Back]