не для точного измерения времени. Появление часов не могло не сказаться на формировании европейского типа мышления, которое «механизировало» представление о времени бюргера. Его образ жизни уже не был так прочно связан с земледелием, а значит с циклами природы. Бюргерство строило свою, как бы «вторую природу» городскую торгово-промышленную культуру. Оно было ориентировано на особую, отвлеченную от природы и более приспособленную к условиям внесезонного городского товарного производства меру времени: более простое и удобное для форм хозяйственной деятельности единое городское время но отношению к новому содержанию жизни. Новые формы жизнедеятельности, а вместе с ними новые мировоззренческие сдвиги рождали другое (механическое) измерение времени. «В городе формируется социальная среда, которая относится к времени совершенно иначе, нежели феодалы и крестьяне. Для купцов время деньги, предприниматель нуждается в определении часов, когда функционирует его мастерская. Время становится мерой труда. Уже не перезвон церковных колоколов, зовущий к молитве, а бой башенных часов ратуши регламентирует жизнь горожан. Время приобретает большую ценность, превращаясь в существенный фактор производства»1. Следующим специфическим этапом социально-экономического освоения времени, выделяемым в нашем исследовании, становится ренессансно-новоевропейский. Доминирующей культурой Возрождения, в отличие от Средневековья, была городская, а не деревенская, светская, а не церковная. Новое понимание человека. Бога, мира и взаимоотношения между ними в рамках ориентации на гуманизм, привело к пересмотру мировоззренческого содержания категории времени. Отношение гуманистов к времени радикально отличалось от средневекового. Понимание таких модусов времени, как прошлое, настоящее и будущее изменялась, и наполнялась новым содержанием. Наибольшую ценность приобретало настоящее. Недаром эта эпоха именуется Возрождением, т.к. 1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 62. 45 |
200 и возобновляющих важнейшие события из жизни Христа»1. В сознании средневекового человека сочеталось беспечное отношение ко времени с осознанием бренности, необратимости человеческой жизни, с эсхатологическим переживанием времени. Измерение времени в средневековье было связано с естественными периодическими событиями (восход и закат Солнца). В рамках этих промежутков время определялось приблизительно. Основной единицей хронометрии в средневековье были сутки. В рамках суток часы и минута в практическом плане не имели значения для земледельцев. Организацию времени в обществе возложила на себя церковь. Она определяла, когда надлежало трудиться, а когда отдыхать. Звон церковного колокола был главным ориентиром в рамках суток. Во временной организации года большое значение имели религиозные праздники и обряды. Религиозные обряды срастались с процессами трудовой и общественной жизни. Практически возникла система, связанная с естественной сменой времен года от весны к лету и от осени к зиме. Обряды и праздники являлись ритмическим темпом, которые вошли в плоть и кровь народной психологии. Опираясь на своих многочисленных святых, христианство, в конце концов, создало народный сельскохозяйственный календарь, разработанный гораздо подробнее, чем в язычестве. В средневековой Европе появился символ убегающего времени механические часы, которые были впервые изготовлены около 1000 года. Механические часы с колесами и гирями начали распространяться в Европе только в XII веке. Вплоть до конца XVI века механические часы, как правило, имели только часовую стрелку, их точность не превышала 15 минут в сутки. Они, как и солнечные, служили для ориентации во времени суток, а не для точного измерения времени. Появление часов не могло не сказаться на формировании европейского типа мышления, которое «механизировало» представление о времени бюргера. Его образ жизни уже не был так прочно 1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 121. связан с земледелием, а значит с циклами природы. Бюргерство строило свою, как бы «вторую природу» городскую торгово-промышленную культуру. Оно было ориентировано на особую, отвлеченную от природы и более приспособленную к условиям внесезонного городского товарного производства меру времени: более простое и удобное для форм хозяйственной деятельности единое городское время но отношению к новому содержанию жизни. Новые формы жизнедеятельности, а вместе с ними новые мировоззренческие сдвиги рождали другое (механическое) измерение времени. Прежнее «органическое деление суток менялось новой проекцией времени. «В городе формируется социальная среда, которая относится к времени совершенно иначе, нежели феодалы и крестьяне. Для купцов время деньги, предприниматель нуждается в определении часов, когда функционирует его мастерская. Время становится мерой труда. Уже не перезвон церковных колоколов, зовущий к молитве, а бой башенных часов ратуши регламентирует жизнь горожан. Время приобретает большую ценность, превращаясь в существенный фактор производства»1. Следующим специфическим этапом в проецировании времени, выделяемым в нашем исследовании, становится ренессансноновоевропейский. Доминирующей культурой Возрождения, в отличие от Средневековья, была городская, а не деревенская, светская, а не церковная. Новое понимание человека, Бога, мира и взаимоотношения между ними в рамках ориентации на гуманизм, привело к пересмотру мировоззренческого содержания категории времени. Отношение гуманистов к времени радикально отличалось от средневекового. Проекция таких модусов времени, как прошлое, настоящее и будущее изменялась, и наполнялась новым содержанием. Наибольшую ценность приобретало настоящее. Недаром эта эпоха именуется Возрождением, т.к. возрождались основные ценности античной культуры. «Ренессанс есть не что 201 1 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. М., 1984. С. 62. |