пространства и времени. И в этом, как считают исследователи, в своей физике и в своей метафизике он оказывался весьма близким к современной науке. Но в ту эпоху торжествовал ньютонианский, более доступный именно обыденному сознанию взгляд. В механистичности ньютонианства всякий образованный человек того времени и ближайшего последующего находил не просто истину, а свою истину. Механический подход к времени, на наш взгляд, стал отделять для европейцев время от реальности. Такой подход поставил на смену реальной связи событий, исходя из собственных ритмов, их собственной последовательности и длительности, ритм часового маятника. Произошла смена отвлеченной меры измеримого, отвлеченной мерой механического измерения, абстракцией временной длительности. В составе этой длительности связь времени могла быть выражена только в виде простой последовательности во всем равных друг другу и друг другу безразличных, не столько связанных между собой, вытекающих одна из другой, сколько рядоположенных единиц отвлеченной длительности часов и минут. По часам стали узнавать время; они стали источником времени. Их ход стал отождествляться в европейском сознании с ходом самого времени. В последовательность часов и минут стали укладывать последовательности событий. Таким образом, «европейское обостренное временное сознание есть специфическое бюргерское по своему происхождению, механистическое по своей форме и буржуазное по своей сущности образование. С самого начала оно есть продукт определенного социально-экономического развития»1. Здесь мы обращаем наше внимание на дальнейшее философское осмысление проблемы времени из соотношения его сущности с человеком. В постановку и разработку этой проблемы внес весомый вклад родоначальник классической немецкой философии И. Кант. И. Кант положил категорию 1 Трубников Н.Н. Время человеческою бытия. М., 1987. С. 39. 51 |
207 пространства и времени. И в этом, как считают исследователи, в своей физике и в своей метафизике он оказывался весьма близким к современной науке. Но в ту эпоху торжествовал ньютонианский, более доступный именно обыденному сознанию взгляд. В механистичности ньютонианства всякий образованный человек того времени и ближайшего последующего находил не просто истину, а свою истину. Механический подход к времени, на наш взгляд, стал отделять для европейцев время от реальности. Такой подход поставил на смену реальной связи событий, исходя из собственных ритмов, их собственной последовательности и длительности, ритм часового маятника. Произошла смена отвлеченной меры измеримого, отвлеченной мерой механического измерения, абстракцией временной длительности. В составе этой длительности связь времени могла быть выражена только в виде простой последовательности во всем равных друг другу и друг другу безразличных, не столько связанных между собой, вытекающих одна из другой, сколько рядоположенных единиц отвлеченной длительности часов и минут. По часам стали узнавать время; они стали источником времени. Их ход стал отождествляться в европейском сознании с ходом самого времени. В последовательность часов и минут стали укладывать последовательности событий. Таким образом, «европейское обостренное временное сознание есть специфическое бюргерское по своему происхождению, механистическое по своей форме и буржуазное по своей сущности образование. С самого начала оно есть продукт определенного социально-экономического развития»1. Здесь мы обращаем наше внимание на дальнейшее философское осмысление проблемы времени из соотношения его сущности с человеком. В постановку и разработку этой проблемы внес весомый вклад родоначальник классической немецкой философии И. Кант. И. Кант положил категорию 1 Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. М., 1987. С. 39. |