Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 54]

наивного вымысла, чем является достоянием строгой науки.
Этот взгляд, по мнению Канта, философски не обоснован, так как исходит из представления о пространстве как некоторого рода вместилища всех возможных вещей, наподобие пустого вселенского ящика, наделенного лишь способностью заключать в себе бесконечную совокупность их.
По мнению Канта, позиция Ньютона исходила из представлений о времени как бесконечном и непрерывном потоке, равномерно, с однажды заданной скоростью, протекающим сквозь этот пустой вселенский ящик.
Для Канта не приемлем был и взгляд Лейбница, где пространство и время определись как некоторого рода общие порядки, образованные так или иначе относящимися друг к другу и взаимодействующими друг с другом вещами, как порядок одновременного бытия вещей, их синхронного взаимного расположения (для пространства) и порядок их взаимной последовательности (для времени).
По Лейбницу, замечал Кант, следует, что пространство и время не существуют вне зависимости связанных друг с другом вещей и находящихся в определенных отношениях друг к другу.
Именно от этих отношений отвлечены идеи пространства и времени в качестве общего их определения.
Но такое отвлечение представляется Канту невозможным.
Во-первых, время не является общим понятием, и все действительные вещи мы мыслим как находящиеся во времени, но не как подпадающие под общее его определение.
Во-вторых, из того, что мы без труда представляем себе пространство и время без вещей, но не вещи без пространства и времени, следует, что пространство и время скорее должны предшествовать вещам, чем вещи пространству и времени.
Если бы Лейбниц был прав, то пустые пространство и время просто невозможно было бы представить.
Но это не так, и мы легко отвлекаемся от вещей, а не от пространства и времени.
В-третьих, сама идея последовательности, положенная Лейбницем в основание понятия времени, не столько полагает идею времени, сколько предполагает ее.
Мы можем говорить о последовательности не иначе, чем в той или иной форме представляя себе
54
[стр. 210]

210 наивного вымысла, чем является достоянием строгой науки.
Этот взгляд, по мнению Канта, философски не обоснован, так как исходит из представления о пространстве как некоторого рода вместилища всех возможных вещей, наподобие пустого вселенского ящика, наделенного лишь способностью заключать в себе бесконечную совокупность их.
По мнению Канта, позиция Ньютона исходила из представлений о времени как бесконечном и непрерывном потоке, равномерно, с однажды заданной скоростью, протекающим сквозь этот пустой вселенский ящик.
Для Канта не приемлем был и взгляд Лейбница, где пространство и время определись как некоторого рода общие порядки, образованные так или иначе относящимися друг к другу и взаимодействующими друг с другом вещами, — как порядок одновременного бытия вещей, их синхронного взаимного расположения (для пространства) и порядок их взаимной последовательности (для времени).
По Лейбницу, замечал Кант, следует, что пространство и время не существуют вне зависимости связанных друг с другом вещей и находящихся в определенных отношениях друг к другу.
Именно от этих отношений отвлечены идеи пространства и времени в качестве общего их определения.
Но такое отвлечение представляется Канту невозможным.
Во-первых, время не является общим понятием, и все действительные вещи мы мыслим как находящиеся во времени, но не как подпадающие под общее его определение.
Во-вторых, из того, что мы без труда представляем себе пространство и время без вещей, но не вещи без пространства и времени, следует, что пространство и время скорее должны предшествовать вещам, чем вещи пространству и времени.
Если бы Лейбниц был прав, то пустые пространство и время просто невозможно было бы представить.
Но это не так, и мы легко отвлекаемся от вещей, а не от пространства и времени.
В-третьих, сама идея последовательности, положенная Лейбницем в основание понятия времени, не столько полагает идею времени, сколько предполагает ее.
Мы можем говорить о последовательности не иначе, чем в той или иной форме представляя себе

[Back]