58 возникновение и прехождение»1. Если истинным временем является становление, конечность и временность возникновения и прехождения вещей, то, значит, возможно истинное познание времени. Второй пункт — это взаимное определение понятия времени и пространства. И здесь для Гегеля время есть «снятое пространство» и наоборот. Понятия времени и пространства оказываются у него в отношении взаимного определения, связанного как бы через равенство, взятое с обратным знаком. Речь идет не просто о логическом определении понятий, а об определении той реальности, к какой эти понятия относятся. «Прошедшим и будущим временем, писал Гегель, как существующим в природе, является пространство, ибо оно есть время, подвергшееся отрицанию, равно как и наоборот, снятое пространство... развитое для себя, является временем»2. Третий пункт идея временной целостности, которая заключалась в том, что во времени в отличие от пространства основные «моменты» существуют в единстве. «В положительном смысле можно поэтому о времени сказать так: лишь настоящее существует. Но конкретное настоящее есть результат прошедшег о, и оно чревато будущим»3. Таким образом, для Гегеля реально не время, которое определяется как абстракция. Реально временное — становление и происхождение вещей. Если в обычном представлении время есть мо1ущественнейшее из «начал» мира, то в действительности, по Гегелю, оно оказывается бессильным перед лицом движущей им реальности, перед действительным течением вещей, абстрактным образом которого оно является. Для Гегеля истинной и абсолютной мощью обладает не время и даже не реальность как таковая, а вечность. Не потому, что она длится дольше всех конечных вещей, а потому, что она вообще не длится, что к ней не 1 Гегель Г.В.Ф. Философия природы. М., 1934. Т. 2. С. 50. 2 Там же: С. 54. 1 Там же: С. 55. |
то есть движущееся, конечное и преходящее. В действительности «...не во времени все возникает и преходит, а само время есть это становление, возникновение и прехождение»1. Если истинным временем является становление, конечность и временность возникновения и прехождения вещей, то, значит, возможно истинное познание времени. Второй пункт это взаимное определение понятия времени и пространства. И здесь для Гегеля время есть «снятое пространство» и наоборот. Понятия времени и пространства оказываются у него в отношении взаимного определения, связанного как бы через равенство, взятое с обратным знаком. Речь идет не просто о логическом определении понятий, а об определении той реальности, к какой эти понятия относятся. «Прошедшим и будущим временем, писал Гегель, как существующим в природе, является пространство, ибо оно есть время, подвергшееся отрицанию, равно как и наоборот, снятое пространство... развитое для себя, является временем»2. Третий пункт идея временной целостности, которая заключалась в с том, что во времени в отличие от пространства основные «моменты» существуют в единстве, «В положительном смысле можно поэтому о времени сказать так: лишь настоящее существует. Но конкретное настоящее есть результат прошедшего, и оно чревато будущим»3. Таким образом, для Гегеля реально не время, которое определяется как абстракция. Реально временное становление и происхождение вещей. Если в обычном представлении время есть могущественнейшее из «начал» мира, то в действительности, по Гегелю, оно оказывается бессильным перед лицом движущей им реальности, перед действительным течением вещей, абстрактным образом которого оно является. Для Гегеля истинной и абсолютной мощью обладает не время и даже не реальность как таковая, а вечность. Не потому, что она длится дольше 1 Гегель Г.В.Ф. Философия природы. М., 1934. Т. 2. С. 50. 2 Там же: С. 54. } Там же: С. 55. 214 |