63 Несмотря на различие взгляда на проблему времени «физикализма» и «антропологизма», в самой физике решение этой проблемы не всегда однозначно. Суть взгляда современной физики на время заключается в том, что абстракция времени была заменена абстракцией часов. Поэтому в физике важной является проблема измерения времени. Ни проблема соотношения объективного и субъективного времени, ни проблема существования прошлого, настоящего и будущего, ни проблема становления во времени, ни проблема человеческого бытия во времени нс являются предметом анализа физики. Сами физики сомневаются в том, что все ли так уж ясно и безоблачно в той картине времени, которую рисует геометрический аппарат современных физических теорий. «Есть у времени такие свойства, которые ставят в тупик и теорию относительности и квантовую теорию. Эти теории многое сказали нам о времени, но они неспособны ответить на первый и самый простой из вопросов: почему время идет?»1. Оценивая представления о времени, базирующиеся на известных теориях физики, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин констатировал: «Классическая физика, даже если включить в нее квантовую механику и теорию относительности, дает сравнительно бедные модели эволюции во времени»2. Мы можем сказать, что опора философии на физику, как естественнонаучную основу представлений о времени, заводит философию времени в тупик. Современная наука заново открывает феномен времени, и в этом, подчеркивает Пригожин, магистральный путь развития знания второй половины XX века, заново пересматривающего свои онтологические, гносеологические, методологические основания, фундаментальные проблемы научной рационализации вообще, свое место и роль в системе социокультуры. Особенно подчеркивается, что на основе взглядов синергетики, возникает возможность рассмотрения фундаментального единства наук о природе и наук о человеке. Новые представления о времени 1 Черним А.Д. Физика времени. М., 1987. С. 215. 2 Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М., 1986. С. 341. |
219 поверхностном рассмотрении становится ясным, что изучение времени является задачей физики»1. Несмотря на различие взгляда на проблему времени «физикализма» и «антропологизма», в самой физике решение этой проблемы не всегда однозначно. Суть взгляда современной физики на время заключается в том, что абстракция времени была заменена абстракцией часов. Поэтому в физике важной является проблема измерения времени. Ни проблема соотношения объективного и субъективного времени, ни проблема существования прошлого, настоящего и будущего, ни проблема становления во времени, ни проблема человеческого бытия во времени не являются предметом анализа физики. Сами физики сомневаются в том, что все ли так уж ясно и безоблачно в той картине времени, которую рисует геометрический аппарат современных физических теорий. «Есть у времени такие свойства, которые ставят в тупик и теорию относительности и квантовую теорию. Эти теории многое сказали нам о времени, но они неспособны ответить на первый и самый простой из вопросов: почему время идет?»2 3. Оценивая представления о времени, базирующиеся на известных теориях физики, лауреат Нобелевской премии И. Пригожин констатировал: «Классическая физика, даже если включить в нее квантовую механику и теорию относительности, дает сравнительно бедные модели эволюции во времени»'. Мы можем сказать, что опора философии на физику, как естественнонаучную основу представлений о времени, заводит философию времени в тупик. Современная наука заново открывает феномен времени, и в этом, подчеркивает Пригожин, магистральный путь развития знания второй половины XX века, заново пересматривающего свои онтологические, гносеологические, методологические основания, фундаментальные проблемы научной рационализации вообще, свое место и роль в системе социокультуры. Особенно подчеркивается, что на основе взглядов 1 Рейхенбах Г. Направление времени. М. 1962. С. 20. 2 Чернин А.Д. Физика времени. М., 1987. С. 215. 3 Пригожин И. От существующего к возникающему: Время и сложность в физических науках. М., 1986. С. 341. |