Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 67]

67 постигает непосредственно...
и «материализованное» время, становящееся количеством благодаря своему развертыванию в пространстве»1.
Бергсон возвратился к идее относительного времени и обратил внимание на содержательные характеристики временной реальности.
Понимание времени у него зависело от так или иначе существующей, движущейся и изменяющейся реальности.
Не просто ритм событий или их последовательность и смена, а идея их неразрывной связи лежит в основе концепции времени Бергсона.
Бергсон с самого начала исходил из того, что наши общепринятые, в том числе и принятые в естественных науках, представления о времени носят крайне абстрактный пространственно-подобный характер, что научные понятия временного ряда выражены в чисто количественных терминах.
В отличие от этого поверхностного и плоского взгляда, реальное время, как подчеркивал он, есть, прежде всего, длительность.
И эта длительность есть не что иное, как длительность бытия самой вещи, самой реальности, есть длительность реальных событий мира.
Они определяют движение и форму времени, а не определяются в своем бытии ни временем, ни во времени.
Длительность лежит в основе отвлеченного порядка времени.
Она находится в самой основе человеческого познания мира.
Посредством памяти длительность дается нам в фактах нашего сознания, в явлениях нашей внутренней жизни и позволяет соединить в единую последовательность и связь события внешнего мира, позволяет нам в массе разрозненных и разнородных восприятий увидеть реальность в ее внутренней цельности, связи и необходимости.
Длительность для Бергсона выступает как непрерывная связь реальности, в отличие от пространственной протяженности, а потому есть нечто цельное.

Длительность Бергсон представлял как длительность нашей памяти, сознания, связывающего в некоторую непрерывную последовательность впечатления, полученные из внешнего мира.
В этом первоначальном
1 Бергсон А.
Материя и память (1896).
Собр.
соч.
М., 1992.
Т.
1.
С.
104-105.
[стр. 223]

разработку такого подхода по проблеме времени существенный вклад внес А.
Бергсон.
Он отличал «длительность-качество, которую наше сознание постигает непосредственно...
и «материализованное» время, становящееся количеством благодаря своему развертыванию в пространстве»1.
Бергсон возвратился к идее относительного времени и обратил внимание на содержательные характеристики временной реальности.
Понимание времени у него зависело от так или иначе существующей, движущейся и изменяющейся реальности.
Не просто ритм событий или их последовательность и смена, а идея их неразрывной связи лежит в основе концепции времени Бергсона.
Бергсон с самого начала исходил из того, что наши общепринятые, в том числе и принятые в естественных науках, представления о времени носят крайне абстрактный пространственно-подобный характер, что научные понятия временного ряда выражены в чисто количественных терминах.
В отличие от этого поверхностного и плоского взгляда, реальное время, как подчеркивал он, есть, прежде всего, длительность.
И эта длительность есть не что иное, как длительность бытия самой вещи, самой реальности, есть длительность реальных событий мира.
Они определяют движение и форму времени, а не определяются в своем бытии ни временем, ни во времени.
Длительность лежит в основе отвлеченного порядка времени.
Она находится в самой основе человеческого познания мира.
Посредством памяти длительность дается нам в фактах нашего сознания, в явлениях нашей внутренней жизни и позволяет соединить в единую последовательность и связь события внешнего мира, позволяет нам в массе разрозненных и разнородных восприятий увидеть реальность в ее внутренней цельности, связи и необходимости.
Длительность для Бергсона выступает как непрерывная связь реальности, в отличие от пространственной протяженности, а потому есть нечто цельное.

223 1 Бергсон А.
Материя и память (1896).
Собр.
соч.
М., 1992.
Т.
1.С.
104-105.


[стр.,224]

224 Длительность Бергсон представлял как длительность нашей памяти, сознания, связывающего в некоторую непрерывную последовательность впечатления, полученные из внешнего мира.
В этом первоначальном
определении она не есть длительность объективной реальности как таковой, но она есть то само непосредственно данное, в чем, в конечном счете, сказывается нам сама объективная реальность.
Иначе говоря, в мышлении, а не помимо него, дана человеку сама объективная реальность.
В своей философской концепции Бергсон исходил и отталкивался от Канта, но пытался преодолеть его дуализм мыслимого и действительного, устремляясь к целостности миропонимания, к полноте постижения реальности.
Если Кант, как мы видели, обращается к проблеме времени, чтобы разрешить теоретико-познавательные проблемы, то Бергсон занят проблемой обоснования знания, прежде всего для решения проблемы времени.
Время или длительность для Бергсона есть нечто изначальное для сознания и изначально качественно связанное, неразделенное по природе.
Обыденное представление о времени есть, с его точки зрения, всего лишь пространственно-подобный образ, образ отвлеченного количества длительности, понимаемой как простая множественность отдельных, вполне равнозначных «точек» или «моментов».
Такой подход Бергсон отмечал как у Канта, в неокантианстве, так и в естествознании ХУП-Х1Х веков, где время было, в сущности, внешней для реальности, отдаленной от нее характеристикой, изначально отличной от того, что составляет эту реальность.
Длительность остается извне приложенной к реальности меркой, раз и навсегда данной нам до опыта, а значит, меркой окончательной, полной и завершенной.
По Бергсону, за мнимой простотой идеи времени вся новая европейская философия не заметила качественно-цельного характера временной реальности и видела лишь количественные определения измерения и счета; следовало бы учесть и то, что измеряется во времени, и благодаря чему оно может быть измерено.

[Back]