72 формах темпорального, образах и представлениях времени. Третье направление исследует влияние представлений о времени на поведение человека. Во всех трех направлениях мы выделяем несколько базовых характеристик социального времени. Прежде всего, то, что к настоящему моменту большинство исследователей исходит из посылки о том, что понятие времени зависит от придаваемого ему человеком смысла (значения) и при любых условиях предлагает некое видение, представление о времени, независимо от той конкретной символической формы, которую оно имеет в разных культурах. В частности в начале XX века французский социолог А. Юбер определил время как символическую структуру, которая выражает организацию общества через временные ритмы. Символически выраженное время всегда формулируется (конструируется) коллективно, и представления о нем являются продуктом коллективного сознания. Этот тезис впервые выдвинул в конце XIX века американский психолог У. Джеймс, отстаивавший принцип социальной обусловленности психологии индивида, в том числе и в восприятии времени. Законченную форму эта идея приобрела в работах Э. Дюркгейма, который подчеркнул, что время является продуктом коллективного сознания социальной категорией мышления, творением общества, объектом коллективных представлений. Этнологические исследования демонстрируют разнообразные формы представлений о времени и знаковых систем его выражения: календарей самого причудливого вида, недель различной длины, неординарного структурирования времен суток. Существует большое разнообразие возможных типов представлений о времени и знаковых символов самого времени. Эго позволяет сказать, что представления о времени как продукта коллективного сознания являются не только социально, но и культурно обусловленными. Перечисленные базовые характеристики социального времени (его символический характер, коллективная основа формирования и их культурная обусловленность) выделялись на основе этнологических |
8 направление исследует влияние представлений о времени на поведение человека. Во всех названных направлениях можно выделить несколько базовых характеристик социального времени. Прежде всего, то, что к настоящему моменту большинство исследователей исходит из предпосылки, что понятие времени зависит от придаваемого ему смысла (значения) и при любых условиях предлагает некое видение, представление о времени, независимо от той конкретной символической формы, которую оно имеет в разных культурах. Еще в начале XX века французский социолог А. Юбер определял время как символическую структуру, которая выражает организацию общества через временные ритмы. Символически выраженное время всегда формулируется (конструируется) коллективно, и представления о нем являются продуктом коллективного сознания. Данный тезис впервые выдвинул в конце XIX века американский психолог У. Джеймс. Он отстаивал принцип социальной обусловленности психологии индивида, в том числе и восприятия времени. В дальнейшем эту идею развил в своих работах Э. Дюркгейм, подчеркнув, что время является продуктом коллективного сознания социальной категорией мышления, творением общества, объектом коллективных представлений. Существует большое разнообразие типов представлений о времени и знаковых символов самого времени. В этнологических исследованиях содержатся примеры разнообразных форм представлений о времени и знаковых систем его выражения: календарей самого причудливого вида, недель различной длины, неординарного структурирования времени суток. Это позволяет утверждать, что представления о времени как продукте коллективного сознания являются не только социально, но и культурно обусловленными. Перечисленные базовые характеристики социального времени (его символический характер, коллективная основа формирования и их культурная обусловленность) выделялись на основе этнологических исследований, относившихся к обществам со слабо дифференцированной качестве социального смысла, т.е. как часть общественной системы, структурирующая социальные действия. Речь идет о конкретных видах и формах темпорального, образах и представлениях времени. Третье направление исследует влияние представлений о времени на поведение человека. Во всех трех направлениях мы выделяем несколько базовых характеристик социального времени. Прежде всего, то, что к настоящему моменту большинство исследователей исходит из посылки о том, что понятие времени зависит от придаваемого ему человеком смысла (значения) и при любых условиях предлагает некое видение, представление о времени, независимо от той конкретной символической формы, которую оно имеет в разных культурах. В частности в начале XX века французский социолог А. Юбер определил время как символическую структуру, .которая выражает организацию общества через временные ритмы. Символически выраженное время всегда формулируется (конструируется) коллективно, и представления о нем являются продуктом коллективного сознания. Этот тезис впервые выдвинул в конце XIX века американский психолог У. Джеймс, отстаивавший принцип социальной обусловленности психологии индивида, в том числе и в восприятии времени. Законченную форму эта идея приобрела в работах Э. Дюркгейма, который подчеркнул, что время является продуктом коллективного сознания социальной категорией мышления, творением общества, объектом коллективных представлений. Этнологические исследования демонстрируют разнообразные формы представлений о времени и знаковых систем его выражения: календарей самого причудливого вида, недель различной длины, неординарного структурирования времен суток. Существует большое разнообразие возможных типов представлений о времени и знаковых символов самого времени. Это позволяет сказать, что представления о времени как продукта коллективного сознания являются не только социально, но и культурно обусловленными. Перечисленные базовые характеристики социального 228 229 времени (его символический характер, коллективная основа формирования и их культурная обусловленность) выделялись на основе этнологических исследований, относившихся к обществам со слабо дифференцированной структурой. Применительно к таким обществам можно говорить о наличии единого социального времени (единых коллективных представлений, соответствующих культуре данного общества). В более сложных общественных системах с развитой социальной дифференциацией существует не одно, а целый набор социальных времен или комплексов представлений о времени. Идею о взаимосвязи социальной структуризации с различными типами восприятия времени выдвинул французский социолог Ж. Гурвич. Опираясь на работы в области психологии восприятия времени, он предложил типологию восьми видов времени человека: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замедленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое. Соответственно, общество может быть структурировано по группам, характеризующимся доминированием одного из восьми перечисленных типов восприятия времени1. Практически одновременно с выходом в свет работы Ж. Гурвича, аналогичная идея была обоснована Р. и Л. Козеровыми. Они выделили четыре типа социального поведения: индивидуалистическое и активное; коллективное и активное; коллективное и пассивное; индивидуалистическое и пассивное. По их мнению, ориентация на определенный социальный тип определяет и соответствующее представление о врехмени: первое конформистское; второе ориентированное на будущее (в том числе индивидуальное и коллективное); третье хилиастическое (например, детское восприятие или в концентрационном лагере); четвертое гедонистическое (жить сегодняшним днем). Каждый тип восприятия времени соответствующим образом определяет социальную активность людей. 1 См: СигуксЬ О. ТНе Зресггит оГ$ош1 Ите. ОогбгесЫ: Э. Яек1е, 1964. |