Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 73]

73 исследований, относившихся к обществам со слабо дифференцированной структурой.
Применительно к таким обществам можно говорить о наличии
единого социального времени (единых коллективных представлений, соответствующих культуре данного общества).
В более сложных общественных системах с развитой социальной дифференциацией
существует не одно, а целый набор социальных времен или комплексов представлений о времени.
Идею о взаимосвязи социальной структуризации с различными типами восприятия времени выдвинул французский социолог Ж.
Гурвич.

Опираясь на работы в области психологии восприятия времени, он предложил типологию восьми видов времени человека: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замедленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое.
Соответственно, общество может быть структурировано по группам, характеризующимся доминированием одного из восьми перечисленных типов восприятия времени1.
Практически одновременно с выходом в свет работы Ж.
Гурвича, аналогичная идея была обоснована
Р.
и Л.
Козеровыми.
Они выделили четыре типа социального поведения: индивидуалистическое и активное; коллективное и активное; коллективное и пассивное; индивидуалистическое и пассивное.
По их мнению,
ориентация на определенный социальный тип определяет и соответствующее представление о времени: первое конформистское; второе ориентированное на будущее (в том числе индивидуальное и коллективное); третье хилиастическое (например, детское восприятие или в концентрационном лагере); четвертое — гедонистическое (жить сегодняшним днем).
Каждый тип восприятия времени соответствующим образом определяет социальную активность
людей.

Следующий важный вопрос нашего исследования влияние времени на социальное поведение.
Время как часть социальной системы, как
некая сумма коллективных представлений является фактором, воздействующим на
1 См: СиптИсЬ С.
ТНс Зресйит оГЗоа'а! Типе.
Оогс1гссЬ1: О.
Кс1(1е, 1964.
[стр. 9]

9 структурой.
Применительно к таким обществам можно говорить о наличии
у них единого социального времени (единых коллективных представлений, соответствующих культуре данного общества).
В более сложных общественных системах с развитой социальной дифференциацией,
как отмечают исследователи, существует не одно, а целый набор социальных времен или комплексов представлений о времени.
Так, В.П.
Яковлев выделяет время индивида, время поколения, время истории.
Одним из первых идею о взаимосвязи социальной структуры с различными типами восприятия времени выдвинул французский социолог Ж.
Гурвич.

Он предложил типологию восьми видов времени человека: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замедленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое.
Соответственно, общество может быть структурировано по группам, характеризующимся доминированием одного из восьми перечисленных типов восприятия времени.
Практически одновременно с выходом в свет работы Ж.
Гурвича, аналогичная идея была обоснована
американскими социологами Р.и Л.
Козеровыми.
Они выделили четыре типа социального поведения: индивидуалистическое и активное; коллективное и активное; коллективное и пассивное; индивидуалистическое и пассивное.
По их мнению,
принадлежность к определенному социальному типу определяет соответствующее представление о времени: первое конформистское; второе ориентированное на будущее (в том числе как индивидуальное, так и коллективное); третье хилиастическое (например, детское восприятие); четвертое гедонистическое (жить сегодняшним днем).
Каждый тип восприятия времени соответствующим образом определяет социальную активность.

Для исследователей важным вопросом является влияние времени на социальное поведение.
Время как часть социальной системы, как
определенная сумма коллективных представлений является фактором, воздействующим на поведение человека.
Основы этого подхода были

[стр.,229]

229 времени (его символический характер, коллективная основа формирования и их культурная обусловленность) выделялись на основе этнологических исследований, относившихся к обществам со слабо дифференцированной структурой.
Применительно к таким обществам можно говорить о наличии единого социального времени (единых коллективных представлений, соответствующих культуре данного общества).
В более сложных общественных системах с развитой социальной дифференциацией существует не одно, а целый набор социальных времен или комплексов представлений о времени.
Идею о взаимосвязи социальной структуризации с различными типами восприятия времени выдвинул французский социолог Ж.
Гурвич.
Опираясь на работы в области психологии восприятия времени, он предложил типологию восьми видов времени человека: длящееся, обманчивое, неустойчивое, циклическое, замедленное, переменное, идущее вперед, взрывчатое.
Соответственно, общество может быть структурировано по группам, характеризующимся доминированием одного из восьми перечисленных типов восприятия времени1.
Практически одновременно с выходом в свет работы Ж.
Гурвича, аналогичная идея была обоснована Р.
и Л.
Козеровыми.
Они выделили четыре типа социального поведения: индивидуалистическое и активное; коллективное и активное; коллективное и пассивное; индивидуалистическое и пассивное.
По их мнению, ориентация на определенный социальный тип определяет и соответствующее представление о
врехмени: первое конформистское; второе ориентированное на будущее (в том числе индивидуальное и коллективное); третье хилиастическое (например, детское восприятие или в концентрационном лагере); четвертое гедонистическое (жить сегодняшним днем).
Каждый тип восприятия времени соответствующим образом определяет социальную активность людей.

1 См: СигуксЬ О.
ТНе Зресггит оГ$ош1 Ите.
ОогбгесЫ: Э.
Яек1е, 1964.


[стр.,230]

230 Следующий важный вопрос нашего исследования влияние времени на социальное поведение.
Время как часть социальной системы, как некая сумма коллективных представлений является фактором, воздействующим на
повеление человека.
Основы этого подхода были сформулированы Э.
Дюркгеймом.
В соответствии с его теорией органической солидарности, социальное время как продукт коллективного сознания подчиняет себе время (а тем самым и действие) отдельных индивидов, входящих в данное сообщество.
Социальное действие структурируется во времени в форме моральных обязательств и взаимных услуг.
Временные условия, задаваемые определенными процедурами и обрядовыми ритуалами, обеспечивают координацию социальных действий.
Позднее эта тема была развита в работах П.
Сорокина.
Он пытался конкретизировать роль представлений о времени в общественной жизни.
Он считал, что оценка событий зависит от их времяположения в той или иной структуре восприятия времени, и первым показал, что время само структурирует социальную активность.
В частности, И.
Сорокин выделял такие функции «социокультурного времени» как синхронизация и координация социокультурных явлений, а также организация временной структуры, позволяющей ориентироваться во времени.
У.
Мур, развивая идеи П.
Сорокина, выделил три составляющие социального времени: последовательность, синхронизация и темп (скорость).
Последовательность является важным элементом социального структурирования общества (например, в установке приоритетности событий («утром деньги вечером стулья»)).
Она также может характеризовать социальную иерархию и дистанцию (например: кто первый здоровается).
Синхронизация относится к необходимости одновременных действий в координации человеческой деятельности, тогда как последовательность связана с упорядочением этих действий.
Наконец, темп или скорость описывает и задает частоту (интенсивность) событий в определенный период времени.

[Back]