Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 75]

75 времени, с точки зрения антропологизма, позволяют говорить о его индивидуальной субъективности, с одной стороны, и социальной объективированности — с другой.
Сам термин «социальное время» был введен в социологию Р.Мертоном и П.
Сорокиным в целях различения социальных временных ритмов от природных.
Социальное время выражает отношения между различными состояниями общественных процессов и событий.
Последние, выступая в качестве одной из сторон движущейся объективной реальности, указывают на субстанцию времени временность.
Это означает, что социальные процессы и взаимодействия не отделены от времени и не существуют в нем как в некой всеобщей самостоятельной форме.
Напротив, цикличность, необратимая направленность, длительность, темп, как внутренних, так и внешних проявлений всего того, что понимается под понятием «общество» и что составляет бытие социального сущего, образуют бесконечное множество временных значений, которое называется социальным временем.
Социальное время отражает взаимодействие различных групп, национальных и культурных общностей по поводу условий их жизни и деятельности.
Социальное время в первую очередь связано с условиями непосредственного существования людей и определяется во многом ритмами жизнедеятельности конкретного человека, определенных групп и общностей.
Это время результирует всю систему социальных отношений, выражает ее эффективность.
В отечественную философию понятие социальное время вошло в 60-70 х.
годах XX века, основанием служило положение диалектического материализма о многообразии форм материи и его движения.
Так как материя имеет сложную структуру, то и пространственно-временные формы
должны соответствовать разным уровням этой структуры.
«Каждая материальная система имеет собственное время, что обусловлено
[стр. 231]

231 Рассмотрение времени как параметра, структурирующего социальную реальность, не подразумевает однозначную трактовку социального времени только как продукта коллективных представлений, но позволяет учитывать и роль индивидуального темпорального сознания человека.
Исследования времени, с точки зрения антропологизма, позволяют говорить о его индивидуальной субъективности, с одной стороны, и социальной объективированности с другой.
Сам термин «социальное время» был введен в социологию Р.Мертоном и П.
Сорокиным в целях различения социальных временных ритмов от природных.
Социальное время выражает отношения между различными состояниями общественных процессов и событий.
Последние, выступая в качестве одной из сторон движущейся объективной реальности, указывают на субстанцию времени временность.
Это означает, что социальные процессы и взаимодействия не отделены от времени и не существуют в нем как в некой всеобщей самостоятельной форме.
Напротив, цикличность, необратимая направленность, длительность, темп, как внутренних, так и внешних проявлений всего того, что понимается под понятием «общество» и что составляет бытие социального сущего, образуют бесконечное множество временных значений, которое называется социальным временем.
Социальное время отражает взаимодействие различных групп, национальных и культурных общностей по поводу условий их жизни и деятельности.
Социальное время в первую очередь связано с условиями непосредственного существования людей и определяется во многом ритмами жизнедеятельности конкретного человека, определенных групп и общностей.
Это время результирует всю систему социальных отношений, выражает ее эффективность.
В отечественную философию понятие социальное время вошло в 60-70 х.
годах XX века, основанием служило положение диалектического материализма о многообразии форм материи и его движения.
Так как материя имеет сложную структуру, то и пространственно-временные формы


[стр.,232]

должны соответствовать разным уровням этой структуры.
«Каждая материальная система имеет собственное время, что обусловлено
несамостоятельным характером этого последнего, его зависимости от материи»1 2.
Происхождение социального времени связано с социальной формой движения материи, а специфику этой формы надо искать в человеческой деятельности, общественном производстве, в системе функционирования общественных отношений.
В зависимости от того, какая система общественных отношений берется за основу, можно выделить различные модели социального времени.
Так, одна из моделей определяет социальное время как «такую форму существования фундаментальных общественных материальных явлений, которая служит необходимым условием развития и последовательной смены общественно-экономических формаций как естественно-исторического л процесса» .
Причем время есть форма существования процессов, лежащих в основе всех других социальных процессов (с точки зрения материализма).
Другими словами, социальное время относится, прежде всего, к способу производства, взаимодействию производительных сил и производственных отношений.
Более конкретно это проявляется в расчленении и анализе социального времени как времени производительного труда и внерабочего времени, необходимого и свободного времени.
Вышеназванная концепция социального времени, выработанная В.А.
Канке, основана на работах К.
Маркса.
Две идеи Маркса Канке считает основополагающими.
Во-первых, тезис о том, что «количественное бытие движения есть время»3.
Во-вторых, учение об общественно необходимом рабочем времени как количестве абстрактного труда, развитое им в «Капитале».
Необходимо отметить, что в кругу базисных категорий, которыми оперирует Маркс в своих исследованиях, время не является первой.
После 1 Аскин Я .
Ф.
Проблема времени.
Ее философское истолкование.
М., 1966.
С.
5.
2 Орлов Г.П.
Свободное время как социальная категория.
Свердловск, 1973.
С.
7.
3 Маркс К., Энгельс Ф.
//Соч.
М., 1955.
Т.
13.
С.
13.
232

[Back]