Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 77]

77 проблеме времени.
Он считал время количественным бытием движения.
Но труд тоже есть движение.
Исходя из этого, Маркс сделал следующий вывод: «Как количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть рабочее время»1.
Маркс обоснованно подчеркивал тесную взаимосвязь в жизнедеятельности общества труда и рабочего времени.
С временной характеристикой конкретного
груда у Маркса не было особых проблем.
Длительностью конкретного труда он считал календарное рабочее время, исчисляемое минутами, часами, сутками и т.д.
Все было гораздо сложнее с временной характеристикой абстрактного труда.
Если бы календарное рабочее время было мерой общественного труда,
то меновая стоимость товара была бы «тем больше, чем ленивее или не искуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара»2.
Отсюда, Маркс ввел новое понятие, понятие общественно необходимого рабочего времени.
Трактовка общественно необходимого рабочего времени как рабочего времени затрачиваемого на производство того или иного товара в нормальных условиях позволило представить временной аспект капиталистических производственных отношений предельно наглядно.
Тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы.
Рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила.
Хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила.
Она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила.
Следовательно, рабочий
употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время.
«Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления *
7 1 Маркс К., Энгельс Ф.
//Соч.
М., 1955.
Т.
23.
С.

16.

7 Там же.
С.
47.
[стр. 233]

233 того, как отмечены качественные характеристики труда, возникает вопрос о его количественной мере.
Именно в связи с этим Маркс обращался к проблеме времени.
Он считал время количественным бытием движения.
Но труд тоже есть движение.
Исходя из этого, Маркс сделал следующий вывод: «Как количественное бытие движения есть время, точно так же количественное бытие труда есть рабочее время»1.
Маркс обоснованно подчеркивал тесную взаимосвязь в жизнедеятельности общества труда и рабочего времени.
С временной характеристикой конкретного
труда у Маркса не было особых проблем.
Длительностью конкретного труда он считал календарное рабочее время, исчисляемое минутами, часами, сутками и т.д.
Все было гораздо сложнее с временной характеристикой абстрактного труда.
Если бы календарное рабочее время было мерой общественного труда,
ю меновая стоимость товара была бы «тем больше, чем ленивее или не искуснее производящий его человек, так как тем больше времени требуется ему для изготовления товара» .
Отсюда, Маркс ввел новое понятие, понятие общественно необходимого рабочего времени.
Трактовка общественно необходимого рабочего времени как рабочего времени затрачиваемого на производство того или иного товара в нормальных условиях позволило представить временной аспект капиталистических производственных отношений предельно наглядно.
Тот труд, который образует субстанцию стоимостей, есть одинаковый человеческий труд, затрата одной и той же человеческой рабочей силы.
Рабочая сила общества, выражающаяся в стоимостях товарного мира, выступает здесь как одна и та же человеческая рабочая сила.
Хотя она и состоит из бесчисленных индивидуальных рабочих сил, как и всякая другая, есть одна и та же человеческая рабочая сила.
Она обладает характером общественной средней рабочей силы и функционирует как такая общественная средняя рабочая сила.
Следовательно, рабочий *
2 * Маркс К., Энгельс Ф.
// Соч.
М., 1955.
Т.
23.
С.
16.

2 Там же.
С.
47.


[стр.,234]

употребляет на производство данного товара лишь необходимое в среднем или общественно необходимое рабочее время.
«Общественно необходимое рабочее время есть то рабочее время, которое требуется для изготовления
какой-либо потребительской стоимости при наличии общественно нормальных условиях производства и при среднем в данном обществе уровне умения и интенсивности труда»1 2 3.
Как невозможно свести друг к другу потребительскую и меновую стоимости, конкретный и абстрактный труд, так не возможно свести календарное и общественное рабочее время.
То, что время в том или ином смысле является параметром жизнедеятельности людей, известно давно.
Однако познание действительной практики человечества, материального производства, позволило Марксу проникнуть в тайну социального времени.
Он обнаруживает общественное рабочее время, такую специфическую форму времени, которая отличается от физического времени.
Но социальное время есть необходимое условие существования не только материальной, но и духовной сферы человеческого общества.
Мы разделяем позицию А.Я.
Гуревича, который, рассматривая социальное время как основополагающее в культуре, отмечает, что «в обществе всегда существует не какое-то единое «монолитное» время, а целый спектр социальных режимов, обусловленных закономерностями различных процессов и природой отдельных человеческих коллективов» .
Изучение темпоральных характеристик деятельности и роли фактора времени в деятельности все более расширяется, и углубляются, «любые виды общественной деятельности и жизни невозможны вне, без учета времени» .
Человеческая деятельность раскрывается через субъектно-объектные отношения в обществе.
Любая деятельность предполагает субъекта носителя деятельности и объекта то на что направлена деятельность.
Диалектика субъектно-объектных отношений, суть которых в постоянном 1 Маркс К., Энгельс Ф.
//Соч.
М., 1955.
Т.
23.
С.

47.
2 Гуревич А.Я.
Время как проблема культуры // Вопросы философии.
1969.
№ 3.
С.
23.
3 Осипов А.И.
Время и мы.
Л., 1980.
С.
5.
234

[Back]