79 Процесс взаимодействия субъекта и объекта в процессе деятельности предполагает синхронную и диахронную соотнесенности во времени. Эти отношения составляют одну из сущностных сторон социального времени. Время как форма существования материального и идеального применительно к социальной материи выступает как форма структурирования, упорядочения, организации человеческой деятельности как универсального способа бытия человека. Общество организует свою деятельность во времени, исходя из целей и потребностей социального развития, в соответствии со сложившимися в каждой исторической эпохе структурой, характером, возможностями деятельности, опредмечивая в этой деятельности достигнутый уровень категориального осознания времени. Принимая тезис о полиморфизме социального времени, оно рассматривается по отношению к множеству субъектов деятельности. Выделение различных уровней в структуре социального времени имеет свой аналог в типологии биологического времени. Мысль о том, что природа живых организмов обусловлена, прежде всего, спецификой временной организации протекающих в них процессов, была высказана К. Бэром. Он считал, что различные живые организмы живут как бы в разных временных масштабах, в силу чего те интервалы времени, которые малы для человека, могут быть огромными, например, для насекомых. Огромный вклад в рассматриваемую проблему был внесен В.И. Вернадским, являющимся одним из основателей антропокосмизма концепции, в которой обосновывается необходимость единства естественных и социальногуманитарных наук. В соответствии с его учением живая природа обладает специфической формой временной организации биологической, которая существует в рамках неживой природы и определенным образом взаимодействует с ней. И здесь можно говорить о «биологических часах», которые определяют длительность, необратимость различных сторон жизнедеятельности, как отдельных особей, так и их видов, популяций. Можно говорить также и о времени эволюции живого от простого к |
освоении объекта субъектом через деятельность, раскрывает механизм функционирования социальной формы движения материю. Процесс взаимодействия субъекта и объекта в процессе деятельности предполагает синхронную и диахронную соотнесенности во времени. Эти отношения составляют одну из сущностных сторон социального времени. Время как форма существования материального и идеального применительно к социальной материи выступает как форма структурирования, упорядочения, организации человеческой деятельности как универсального способа бытия человека. Общество организует свою деятельность во времени, исходя из целей и потребностей социального развития, в соответствии со сложившимися в каждой исторической эпохе структурой, характером, возможностями деятельности, опредмечивая в этой деятельности достигнутый уровень категориального осознания времени. Принимая зезис о полиморфизме социального времени, оно рассматривается по отношению к множеству субъектов деятельности. Выделение различных уровней в структуре социального времени имеет свой аналог в типологии биологического времени. Мысль о том, что природа живых организмов обусловлена, прежде всего, спецификой временной организации протекающих в них процессов, была высказана К. Бэром. Он считал, что различные живые организмы живут как бы в разных временных масштабах, в силу чего те интервалы времени, которые малы для человека, могут быть огромными, например, для насекомых. Огромный вклад в рассматриваемую проблему был внесен В.И. Вернадским, являющимся одним из основателей антропокосмизма концепции, в которой обосновывается необходимость единства естественных и социальногуманитарных наук. В соответствии с его учением живая природа обладает специфической формой временной организации биологической, которая существует в рамках неживой природы и определенным образом взаимодействует с ней. И здесь можно говорить о «биологических часах», которые определяют длительность, необратимость различных сторон 235 жизнедеятельности, как отдельных особей, так и их видов, популяций. Можно говорить также и о времени эволюции живого от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим. Идеи В.И. Вернадского о своеобразии правизны-левизны в организмах получили свое дальнейшее развитие в современной науке и философии. Так, рассмотрение асимметрии функций правого и левого полушарий мозга открыли новые возможности в изучении функционирования и развития сознания человека. Асимметрия полушарий мозга делает не только возможным формирование представлений о времени, но и является необходимым условием становления человека в качестве социального субъекта. Высказывается предположение, что временная организация деятельности человеческого мозга делает его принципиально отличным от мозга животных, создает возможность рефлексии времени, возникновения языка, абстрактного мышления1. Выделение различных уровней в структуре социального времени имеет свой аналог в типологии биологического времени, предложенной В.И. Вернадским, где время имеет три масштаба: 1) эволюция; 2) смена поколений без изменения форм жизни; 3) время индивидуального бытия. Так, исходя из этого, Яковлев В.П. приходит к выделению таких трех основных уровней социального времени как: 1) время индивида; 2) время поколений; 3) время истории. На наш взгляд социальное время имеет сложную структуру. Человек существо биологическое и ему в полной мере присуши закономерности, которые являются характерными для живой природы в целом. Тем не менее, решающее значение в антропосоциогенезе, развитии и жизнедеятельности 236 1 См. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека // Вопр. философии. -1986. №7. С. 13-27. |