80 сложному, от низших форм жизни к высшим. Идеи В.И. Вернадского о своеобразии правизны-левизны в организмах получили свое дальнейшее развитие в современной науке и философии. Так, рассмотрение асимметрии функций правого и левого полушарий мозга открыли новые возможности в изучении функционирования и развития сознания человека. Асимметрия полушарий мозга делает не только возможным формирование представлений 0 времени, но и является необходимым условием становления человека в качестве социального субъекта. Высказывается предположение, что временная организация деятельности человеческого мозга делает его принципиально отличным от мозга животных, создает возможность рефлексии времени, возникновения языка, абстрактного мышления1. Выделение различных уровней в структуре социального времени имеет свой аналог в типологии биологического времени, предложенной В.И. Вернадским, где время имеет три масштаба: 1) эволюция; 2) смена поколений без изменения форм жизни; 3) время индивидуального бытия. 'Гак, исходя из этого, Яковлев В.П. приходит к выделению таких трех основных уровней социального времени как: 1) время индивида; 2) время поколений; 3) время истории. На наш взгляд социальное время имеет сложную структуру. Человек существо биологическое и ему в полной мере присущи закономерности, которые являются характерными для живой природы в целом. Тем не менее, решающее значение в антропосоциогенезе, развитии и жизнедеятельности человека принадлежит социальной составляющей, которая, надстраиваясь над природой, выделяет его из естественного лона в качестве культуры. Поэтому социальное время — означает социальное бытие человека, в его 1 См. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека // Вопр. философии. 1986. №7. С. 13-27. |
жизнедеятельности, как отдельных особей, так и их видов, популяций. Можно говорить также и о времени эволюции живого от простого к сложному, от низших форм жизни к высшим. Идеи В.И. Вернадского о своеобразии правизны-левизны в организмах получили свое дальнейшее развитие в современной науке и философии. Так, рассмотрение асимметрии функций правого и левого полушарий мозга открыли новые возможности в изучении функционирования и развития сознания человека. Асимметрия полушарий мозга делает не только возможным формирование представлений о времени, но и является необходимым условием становления человека в качестве социального субъекта. Высказывается предположение, что временная организация деятельности человеческого мозга делает его принципиально отличным от мозга животных, создает возможность рефлексии времени, возникновения языка, абстрактного мышления1. Выделение различных уровней в структуре социального времени имеет свой аналог в типологии биологического времени, предложенной В.И. Вернадским, где время имеет три масштаба: 1) эволюция; 2) смена поколений без изменения форм жизни; 3) время индивидуального бытия. Так, исходя из этого, Яковлев В.П. приходит к выделению таких трех основных уровней социального времени как: 1) время индивида; 2) время поколений; 3) время истории. На наш взгляд социальное время имеет сложную структуру. Человек существо биологическое и ему в полной мере присуши закономерности, которые являются характерными для живой природы в целом. Тем не менее, решающее значение в антропосоциогенезе, развитии и жизнедеятельности 236 1 См. Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н. Принцип симметрии-асимметрии в изучении сознания человека // Вопр. философии. -1986. №7. С. 13-27. 237 человека принадлежит социальной составляющей, которая, надстраиваясь над природой, выделяет его из естественного лона в качестве культуры. Поэтому социальное время означает социальное бытие человека, в его развитии и совместном взаимодействии, как длительность существовании различных общественных образований. Человек выступает носителем целостного восприятия времени. Он не просто воспринимает определенные отношения окружающего мира, но предельно обобщает эти отношении, а следовательно придает этим отношениям, как и самой действительности, определенные смысловые значения, с помощью и посредством которых осуществляет сопоставление «вечности» бытия и ограниченности времени человеческой жизни. Возникает принципиальное отличие человеческого времени от времени процессов окружающего мира, проявляющееся во взаимодействии модусов прошлого, настоящего и будущего. Уникальные «конструкции» этих состояний времени характеризуют как различные исторические эпохи и культуры, так и особенности жизнедеятельности отдельного человека. Истоком социального времени является человеческая жизнь, а ее необратимая длительность обладает наивысшей значимостью, постоянно подтверждаемой смысложизненными основаниями. Предметы культуры, общественные отношения, природные явления, охваченные человеческим временем, могут выступать в качестве объектов ценностных отношений, т.е. быть осознаны с позиций добра и зла, пользы и вреда, прекрасного и безобразного и т.д. Эти объекты, как и критерии их оценок, закрепленные в общественном сознании, в качестве норм образуют ценностные системы. Время функционирования этих систем не совпадает со временем исторических периодов, эпох и обладает собственной длительностью, иногда измеряемой тысячелетиями. Это объясняет существование «вечных» ценностей, нравственных императивов, норм и т.д. Ценностная сторона времени характеризует особую сферу бытие символов культуры. Особенностью временных отношений в этой сфере являются и тысячелетние ритмы, длительности, периоды, отсчитывающие время |