83 Многообразие временных значений, относящихся к различным сторонам социального целого, на наш взгляд, образуют социальное время, проявляющееся в общественных отношениях и взаимодействиях. Социальное время противоречиво, происходят столкновения, как различных структур времени, так и представлений о нем, принадлежащим определенным социальным слоям, выделенным по различным признакам культурным, профессиональным, национальным, возрастным, историческим и т.д. В этом сложном и противоречивом процессе возникают общественные ритмы, длительность, направленность, необратимость общественных изменений. Социальное время, таким образом, не просто «течет», но оно, и в этом основополагающее отличие социального времени (от физического), его предельная характеристика, связана с длительностью человеческого существования и осуществляется субъектами исторического процесса. Осуществляемость социального времени основана на том, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Итак, XX век характеризуется активным развитием и становлением множества социальных наук. Меняется парадигма обществознания, связанная с осознанием природы и культуры. Формируется понимание культуры как второй после природы онтологической реальности. Причем наблюдается тенденция к «субъективации» всех общественных наук. Если раньше исследователи пытались найти, прежде всего, «объективные законы» природного и общественного развития, независимые от воли и сознания отдельных людей, то в XX веке на первый план выходит человек, личность, со своим субъективным и индивидуальным сознанием. Гуманистический подход содержал не только теоретические и методологические выводы, но также социальную критику индустриального общества, нивелирующего личность, манипулирующего общественным мнением через средства массовой информации. Исследование наук становится тесно связанным с анализом временных характеристик, тем самым, внося существенный вклад в философское |
239 человека заключена «точка отсчета» времени как индивидуального, так и социального, общечеловеческого. Многообразие временных значений, относящихся к различным сторонам социального целого, на наш взгляд, образуют социальное время, проявляющееся в общественных отношениях и взаимодействиях. Социальное время противоречиво, происходят столкновения, как различных структур времени, так и представлений о нем, принадлежащим определенным социальным слоям, выделенным по различным признакам культурным, профессиональным, национальным, возрастным, историческим и т.д. В этом сложном и противоречивом процессе возникают общественные ритмы, длительность, направленность, необратимость общественных изменений. Социальное время, таким образом, не просто «течет», но оно, и в этом основополагающее отличие социального времени (от физического), его предельная характеристика, связана с длительностью человеческого существования и осуществляется субъектами исторического процесса. Осуществляемость социального времени основана на том, что в обществе действуют люди, наделенные волей и сознанием. Итак, XX век характеризуется активным развитием и становлением множества социальных наук. Меняется парадигма обществознания, связанная с осознанием природы и культуры. Формируется понимание культуры как второй после природы онтологической реальности. Причем наблюдается тенденция к «субъективации» всех общественных наук. Если раньше исследователи пытались найти, прежде всего, «объективные законы» природного и общественного развития, независимые от воли и сознания отдельных людей, то в XX веке на первый план выходит человек, личность, со своим субъективным и индивидуальным сознанием. Гуманистический подход содержал не только теоретические и методологические выводы, но также социальную критику индустриального общества, нивелирующего личность, манипулирующего общественным мнением через средства массовой информации. 240 Исследование наук становится тесно связанным с анализом временных характеристик, тем самым, внося существенный вклад в философское осмысление проблемы времени. И с полным основанием можно согласиться с Пьером Тейяром де Шарденом, что «...в перспективах ноогенеза время и пространство действительно очеловечиваются»1. 4.2 Структу рные уровни мифологизации времени Целью второго параграфа четвертой главы является определение, и раскрытие структурных уровней в рамках которых формируется мифологизация времени. К первому уровню мы относим индивидуально-личностную проекцию времени, которая формируется на основе биологических и психологических факторов, на основе личного опыта, определенного статуса человека в обществе. Второй уровень проекции времени общественно-экономический. На этом уровне она складывается на основе определенного вида деятельности людей, определенной включенности их в производственный процесс общества. Третий уровень всемирно-исторический, в котором представления формируются на основе исторических знаний о прошлом и моделей будущего развития общества. Индивидуально-личностный уровень является фундаментальным и древнейшим видом темпорального сознания, основу которого составляют биологические и психофизиологические процессы. Практическое введение понятия «биологическое время» связано с именами таких ученых, как О. Васкшап, Ю.Н. Городилов, Т.А. Детлаф, Г.П. Еремеев, О. 1еп Са(е, Д.А. Сабинин, СЖ ТЬопЛ\уаке, И.И. Шмальгаузен и др. 1 Пьер Т. де Шарден. Феномен человека. М., 1987. С. 205. |