Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 86]

86 В нашем исследовании мы опираемся на идеи о способности живых существ предсказывать будущее, выраженные П.К.
Анохиным в теории «опережающего отражения» действительности1.
Организмы выживают не потому, что реагируют на сиюминутное воздействие, а потому, что их реакции опираются на своеобразное «воспоминание о будущем», на закодированный в организме прогноз предстоящих состояний внешней среды.
В цепях биологических реакций, идущих в живых существах, находят свое отражение ритмические процессы внешней природы, начиная с суточных и сезонных циклов.
По мере усложнения жизни, в частности, развития системы биокатализаторов, эти цепи реакций получили возможность происходить и в более быстром темпе, чем отражаемый ими ряд событий.
Возникли своего рода ускоренные модели внешних процессов.
Так появляется и развивается способность живого не только бороться с наличной опасностью, но и предупреждать ее, защищаться от еще нереализованной угрозы.
Человек научился умело пользоваться этим свойством живых существ в своей жизнедеятельности (об этом свидетельствуют народные приметы: например, ласточки низко летают — быть дождю).
П.К.
Анохин не только обратил внимание на процессы отражения будущего (основанного на прошлом), но и показал их неизбежность и необратимость.
Следующий аспект, лежащий в основе
восприятия времени, связан с особенностью самого человека и психики.
Их основу составляет периодичность физиологических процессов, из которых важное значение имеет центральная нервная система как регулятор и интегратор всех
циклических процессов человеческого организма.
Но внутренняя ритмика процессов (лежащая в основе ориентации человека во временных отношениях реальности и оценки промежутков длительности) является надежной лишь при условии ее синхронизации с внешними суточными ритмами, в частности, в виде чередования света и темноты.
Отсутствие таких стимулов в условиях изоляции организма приводит к асинхронизму между
1 См.: Анохин П.К.
Избранные труды.
Философские аспекты теории функциональной системы.
М., Наука, 1978.
[стр. 242]

специфику биологической формы движения материи, специфику жизнедеятельности определенного биологического вида, длительности существования, необратимый порядок изменения его состояний как целостной материальной системы и другие аспекты, объединяемые понятием «биологическое время».
В нашем исследовании мы опираемся на идеи о способности живых существ предсказывать будущее, выраженные ПК.
Анохиным в теории «опережающего отражения» действительности1.
Организмы выживают не потому, что реагируют на сиюминутное воздействие, а потому, что их реакции опираются на своеобразное «воспоминание о будущем», на закодированный в организме прогноз предстоящих состояний внешней среды.
В цепях биологических реакций, идущих в живых существах, находят свое отражение ритмические процессы внешней природы, начиная с суточных и сезонных циклов.
По мере усложнения жизни, в частности, развития системы биокатализаторов, эти цепи реакций получили возможность происходить и в более быстром темпе, чем отражаемый ими ряд событий.
Возникли своего рода ускоренные модели внешних процессов.
Так появляется и развивается способность живого не только бороться с наличной опасностью, но и предупреждать ее, защищаться от еще нереализованной угрозы.
Человек научился умело пользоваться этим свойством живых существ в своей жизнедеятельности (об этом свидетельствуют народные приметы: например, ласточки низко летают — быть дождю).
П.К.
Анохин не только обратил внимание на процессы отражения будущего (основанного на прошлом), но и показал их неизбежность и необратимость.
Следующий аспект, лежащий в основе
проецирования времени, связан с особенностью самого человека и психики.
Их основу составляет периодичность физиологических процессов, из которых важное значение имеет центральная нервная система как регулятор и интегратор всех
242 1 См.: Анохин П.К.
Избранные труды.
Философские аспекты теории функциональной системы.
М., Наука, 1978.


[стр.,243]

циклических процессов человеческого организма.
Но внутренняя ритмика процессов (лежащая в основе ориентации человека во временных отношениях реальности и оценки промежутков длительности) является надежной лишь при условии ее синхронизации с внешними суточными ритмами, в частности, в виде чередования света и темноты.
Отсутствие таких стимулов в условиях изоляции организма приводит к асинхронизму между
внутренними ритмами и ритмами внешней среды.
Непосредственное восприятие промежутков длительности зависит также от температуры тела.
Это объясняется тем, что с повышением температуры ход органических процессов ускоряется и поэтому временные интервалы воспринимаются истекшими раньше, чем это происходит в действительности.
При понижении температуры наблюдается противоположная ошибка в оценке интервалов.
Способность непосредственно отсчитывать промежутки длительности тесно связана с рядом отделов головного мозга.
А именно: «...гиппокамп участвует в механизмах отсчета макроинтервалов времени»1.
Что касается осознанной формы восприятия времени, то оно связано с корой головного мозга.
Как подчеркивает Д.Г.
Элькин, такое восприятие связано со всей корой, а не только с тем или иным ее участком, хотя каждый из них участвует в процессе временной ориентировки своеобразно.
Специфическая роль различных участков головного мозга в отражении временной структуры внешнего мира проявляется в том, что роль правого и левого полушарий оказывается существенно различной.
Известно, что правое полушарие производит переработку сигналов об ощущениях, поступающих к нему из органов чувств.
Эти ощущения уже испытаны, они были восприняты в прошлом.
Чувственные образы, возникающие в мозгу, устойчивы и неизменяемы.
Поэтому правое полушарие ответственно за формирование чувства времени и оказывается связанным в своем функционировании с настоящим и прошлым.
Кора левого полушария управляет движениями и ведает речью, она подает команды, по которым только еще будут сделаны 243 1 МерингТ.А.
О различных формах отражения времени мозгом.
//Вопросы философии, 1975.
№ 7.
С.
123.

[Back]