Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 88]

88 Фундаментальное значение эндогенной ритмики процессов организма вообще, и головного мозга в особенности, в непосредственном отражении времени свидетельствует, что представления о времени являются продуктом эволюции человека (а не чем-то врожденным, как полагал И.
Кант).
Вместе с тем, в сознательном отражении временных отношений реальности важнейшее и решающее значение принадлежит индивидуальному опыту.
Так, важную роль в сознании времени играет последовательность актов внимания, зависящего от содержания.
Еще Гегель отмечал: «Что касается времени, то относительно субъективного характера, который оно приобретает в представлении, здесь следует заметить, что в созерцании время становится для нас коротким, когда мы созерцаем многое, и, напротив, долгим, когда недостаток данного материала побуждает нас к рассмотрению нашей бессодержательности, субъективности.
Наоборот, в представлении те промежутки времени, в которых мы были многообразно заняты, кажутся нам долгими, тогда как
те, напротив, когда мы были мало заняты, кажутся нам короткими.
Здесь в припоминании, мы постигаем нашу субъективность, наш внутренний мир и определяем меру времени сообразно тому интересу, который оно для нас имело.
Там, в созерцании, где мы погружены в рассмотрение предмета, время кажется нам коротким, если оно получает постоянно сменяющееся заполнение, длинным, напротив, если его однообразие ничем не
прерывается»1.
Следующую важную роль в отражении времени играет плотность событий.
И.
Кант одним их первых высказал мысль, что длительность
психологического времени связана с числом событий.
Так, психологи Е.И.
Головаха и А.А.
Кроник считают, что события это узлы в ткани времени, повороты на жизненном пути.
Ими могут быть изменения служебного и семейного положения, сближения и разрывы с людьми и т.д.
В подтверждение этого философ Н.Н.
Трубников писал о племени, в котором возраст человека определяется не годами, а жизненными событиями.

1 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
М., 1958.
Т.
3.
С.
283.
[стр. 244]

244 движения и произнесены слова.
Поэтому она связана с будущим.
Возможно, считают Т.А.
Доброхотова и Н.Н.
Брагина, что различные роли левого и правого полушарий в отражении времени — одно из частных проявлений асимметрии мозга, благодаря развитию которой «...оказываются разделенными прошлое и будущее»1.
Фундаментальное значение эндогенной ритмики процессов организма вообще, и головного мозга в особенности, в непосредственном отражении времени свидетельствует, что представления о времени являются продуктом эволюции человека (а не чем-то врожденным, как полагал И.
Кант).
Вместе с тем, в сознательном отражении временных отношений реальности важнейшее и решающее значение принадлежит индивидуальному опыту.
Так, важную роль в сознании времени играет последовательность актов внимания, зависящего от содержания.
Еще Гегель отмечал: «Что касается времени, то относительно субъективного характера, который оно приобретает в представлении, здесь следует заметить, что в созерцании время становится для нас коротким, когда мы созерцаем многое, и, напротив, долгим, когда недостаток данного материала побуждает нас к рассмотрению нашей бессодержательности, субъективности.
Наоборот, в представлении те промежутки времени, в которых мы были многообразно заняты, кажутся нам долгими, тогда как
тс, напротив, когда мы были мало заняты, кажутся нам короткими.
Здесь в припоминании, мы постигаем нашу субъективность, наш внутренний мир и определяем меру времени сообразно тому интересу, который оно для нас имело.
Там, в созерцании, где мы погружены в рассмотрение предмета, время кажется нам коротким, если оно получает постоянно сменяющееся заполнение, длинным, напротив, если его однообразие ничем не
прерывается»2.
Следующую важную роль в отражении времени играет плотность событий.
И.
Кант одним их первых высказал мысль, что длительность
1 Доброхотова Т.А., Брагина Н.Н.
Пространственно-временные факторы в организации нервно-психической деятельносги//Вопросы философии, 1975.
№ 7.
С.
145.
2 Гегель Г.В.Ф.
Энциклопедия философских наук.
Мм 1958.
Т.
3.
С.
283.


[стр.,245]

психологического времени связана с числом событий.
Так, психологи Е.И.
Головаха и А.А.
Кроник считают, что события — это узлы в ткани времени, повороты на жизненном пути.
Ими могут быть изменения служебного и семейного положения, сближения и разрывы с людьми и т.д.
В подтверждение этого философ Н.Н.
Трубников писал о племени, в котором возраст человека определяется не годами, а жизненными событиями.

Поэтому реальная длина жизни определяется не числом прошедших лет, а тем, какими событиями они оказались заполненными.
Проблема часто заключается в том, какого именно рода события — внешние или внутренние — особенно влияют на течение психологического времени.
Но когда время заполнено яркими и интересными событиями, то кажется, что оно идет быстрее, однако, минув, вспоминается долгим; и наоборот, время, не заполненное впечатлениями и событиями, кажется длинным, пока протекает, но вспомнить о нем нечего, и, оглянувшись назад, мы видим такое время стремительно промелькнувшим.
Следующее влияние на психологическое время оказывают эмоции.
Радость ускоряет ощущение времени.
Страх, ожидание, тревога, любые отрицательные эмоции растягивают время.
Психологический аспект проецирования времени находит свое выражение в художественной литературе.
Проблема «скорости течения» времени была прекрасно описана У.
Шекспиром в комедии «Как вам это понравится»: «Розалинда.
Скажите, пожалуйста, который час? Орландо.
Вам следовало спросить меня — какое время дня: в лесу часов нет.
Розалинда.
Значит, в лесу нет ни одного настоящего влюбленного: иначе ежеминутные вздохи и ежечасные стоны отмечали бы ленивый ход времени не хуже часов.
245

[Back]