Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 89]

Поэтому реальная длина жизни определяется не числом прошедших лет, а тем, какими событиями они оказались заполненными.
Проблема часто заключается в том, какого именно рода события — внешние или внутренние особенно влияют на течение психологического времени.
Но когда время заполнено яркими и интересными событиями, то кажется, что оно идет быстрее, однако, минув, вспоминается долгим; и наоборот, время, не заполненное впечатлениями и событиями, кажется длинным, пока протекает, но вспомнить о нем нечего, и, оглянувшись назад, мы видим такое время стремительно промелькнувшим.
Следующее влияние на психологическое время оказывают эмоции.
Радость ускоряет ощущение времени.
Страх, ожидание, тревога, любые отрицательные эмоции растягивают время.
Психологический аспектвремени
находит свое выражение в художественной литературе.
Проблема «скорости течения» времени была прекрасно описана У.
Шекспиром в комедии «Как вам это понравится»: «Розалинда.
Скажите, пожалуйста, который час? Орландо.
Вам следовало спросить меня — какое время дня: в лесу часов нет.
Розалинда.
Значит, в лесу нет ни одного настоящего влюбленного: иначе ежеминутные вздохи и ежечасные стоны отмечали бы ленивый ход времени не хуже часов.

Орландо.
А почему не быстрый ход времени? Разве не все равно, как сказать? Розалинда.
Никоим образом, сударь: время идет различным шагом с различными людьми.
Я могу сказать Вам, с кем оно идет иноходью, с кем — рысью, с кем — галопом, а с кем — стоит на месте.
Орландо.
Ну скажи, пожалуйста, с кем время идет рысью? Розалинда.
Извольте: оно трусит мелкой рысцой с молодой девушкой между обручением и днем свадьбы; если даже промежуток этот только семь дней, время тянется для
нес так медленно, что он кажется ей семью годами.
89
[стр. 245]

психологического времени связана с числом событий.
Так, психологи Е.И.
Головаха и А.А.
Кроник считают, что события — это узлы в ткани времени, повороты на жизненном пути.
Ими могут быть изменения служебного и семейного положения, сближения и разрывы с людьми и т.д.
В подтверждение этого философ Н.Н.
Трубников писал о племени, в котором возраст человека определяется не годами, а жизненными событиями.
Поэтому реальная длина жизни определяется не числом прошедших лет, а тем, какими событиями они оказались заполненными.
Проблема часто заключается в том, какого именно рода события — внешние или внутренние — особенно влияют на течение психологического времени.
Но когда время заполнено яркими и интересными событиями, то кажется, что оно идет быстрее, однако, минув, вспоминается долгим; и наоборот, время, не заполненное впечатлениями и событиями, кажется длинным, пока протекает, но вспомнить о нем нечего, и, оглянувшись назад, мы видим такое время стремительно промелькнувшим.
Следующее влияние на психологическое время оказывают эмоции.
Радость ускоряет ощущение времени.
Страх, ожидание, тревога, любые отрицательные эмоции растягивают время.
Психологический аспект
проецирования времени находит свое выражение в художественной литературе.
Проблема «скорости течения» времени была прекрасно описана У.
Шекспиром в комедии «Как вам это понравится»: «Розалинда.
Скажите, пожалуйста, который час? Орландо.
Вам следовало спросить меня — какое время дня: в лесу часов нет.
Розалинда.
Значит, в лесу нет ни одного настоящего влюбленного: иначе ежеминутные вздохи и ежечасные стоны отмечали бы ленивый ход времени не хуже часов.

245

[стр.,246]

246 Орландо.
А почему не быстрый ход времени? Разве не все равно, как сказать? Розалинда.
Никоим образом, сударь: время идет различным шагом с различными людьми.
Я могу сказать Вам, с кем оно идет иноходью, с кем — рысью, с кем — галопом, а с кем — стоит на месте.
Орландо.
Ну скажи, пожалуйста, с кем время идет рысью? Розалинда.
Извольте: оно трусит мелкой рысцой с молодой девушкой между обручением и днем свадьбы; если даже промежуток этот только семь дней, время тянется для
нее так медленно, что он кажется ей семью годами.
Орландо.
С кем время идет иноходью? Розалинда.
С попом, который не знает по-латыни, и с богачом, у которого нет подагры: один спит спокойно, потому что не может заниматься наукой, а другой живет спокойно, потому что не испытывает страданий; одного не гнетет бремя сухого, изнуряющего ученья, другой не знает бремени тяжелой, печальной нищеты.
С ними время идет иноходью.
Орландо.
А с кем оно несется галопом? Розалинда.
С вором, которого ведут на виселицу: как бы медленно он ни передвигал ноги, ему все кажется, что он слишком скоро придет на место.
Орландо.
А с кем же время стоит? Розалинда.
Со стряпчими во время судейских каникул, потому что они спят от закрытия судов до их открытия и не замечают, как время движется»1.
С развитием производственных отношений и производительных сил, товарного производства, разделения труда складывается другой общественно-экономический уровень в мифологизации времени.
Этот уровень мы рассматриваем на основе исследований, проведенных в экономической науке.
Несмотря на то, что хозяйственная деятельность (производство, обмен, распределение и потребление) имеет древнюю историю, экономическая наука является относительно молодой.
Достаточно сказать, что первый самостоятельный курс экономической теории был 1 Шекспиру.
Собрание сочинений.
М., 1993.
Т.
5.
С.
163-164.

[Back]