Проверяемый текст
Кузнецов Владимир Юрьевич. Социально-философская концепция мифологизации времени (Диссертация 2007)
[стр. 95]

школы, когда за бортом оставалось все, что не поддавалось рациональному объяснению и не укладывалось в схему, и последовательное отношение к истории как к эстетической игре.
Надо отметить, что не только историческое сочинение, но и литературное произведение на историческую тему это в определенном смысле пограничный жанр.
Писатель, как и историк, может воссоздать исторический облик прошлого, хотя художественное воссоздание отличается от научного.
Опираясь на исторические данные, писатель полагается на творческий вымысел.
Он свободен в создании
контрафактической истории, размышляя не только над тем, что было, но и над тем, что могло бы быть в данных исторических условиях.
Обращаясь к прошлому для того, чтобы раскрыть определенные идеи и взгляды, писатели широко используют исторические аллегории.
Тем самым у исторической литературы изначально были очень свободные отношения не только с вымыслом, но и историческим временем.
В литературе существуют три способа рассказывать о прошлом.
Первый когда прошлое используется как предлог, как фантастическая предпосылка,
дающая свободу воображению.
Второй «роман плаща и шпаги в духе Дюма».
В этом случае узнаваемость прошлого обеспечивается наличием персонажей, взятых из энциклопедии, которые здесь совершают действия, не зафиксированные в энциклопедии, но не противоречащие тому, что сказано в энциклопедии.
У.
Эко называет это обстановкой так называемой подлинности, потому что реальные, и вымышленные герои действуют, руководствуясь общечеловеческими мотивами, не увязанными жестко с психологическими и моральными характеристиками времени.
Третий способ представить прошлое, по Эко, как раз и есть исторический
роман, в котором реальные или вымышленные герои говорят и действуют так, как должны были говорить и действовать люди того времени, которое описывается в романе.
95
[стр. 258]

258 реальности искусство выступает как область свободы, так как обладает свойством превращать условное в реальное и прошедшее в настоящее.
Крайние позиции в вопросе о характере исторического познания породили две тенденции в историографии; жесткий подход социологической школы, когда та бортом оставалось все, что не поддавалось рациональному объяснению и не укладывалось в схему, и последовательное отношение к истории как к эстетической игре.
Надо отметить, что не только историческое сочинение, но и литературное произведение на историческую тему это в определенном смысле пограничный жанр.
Писатель, как и историк, может воссоздать исторический облик прошлого, хотя художественное воссоздание отличается от научного.
Опираясь на исторические данные, писатель полагается на творческий вымысел.
Он свободен в создании
контрфактической истории, размышляя не только над тем, что было, но и над тем, что могло бы быть в данных исторических условиях.
Обращаясь к прошлому для того, чтобы раскрыть определенные идеи и взгляды, писатели широко используют исторические аллегории.
Тем самым у исторической литературы изначально были очень свободные отношения не только с вымыслом, но и историческим временем.
В литературе существуют три способа рассказывать о прошлом.
Первый когда прошлое используется как предлог, как фантастическая предпосылка,
даюшая свободу воображению.
Второй «роман плаща и шпаги в духе Дюма».
В этом случае узнаваемость прошлого обеспечивается наличием персонажей, взятых из энциклопедии, которые здесь совершают действия, не зафиксированные в энциклопедии, но не противоречащие тому, что сказано в энциклопедии.
У.
Эко называет это обстановкой так называемой подлинности, потому что реальные, и вымышленные герои действуют, руководствуясь общечеловеческими мотивами, не увязанными жестко с психологическими и моральными характеристиками времени.
Третий способ представить прошлое, по Эко, как раз и есть исторический


[стр.,259]

259 роман, в котором реальные или вымышленные герои говорят и действуют так, как должны были говорить и действовать люди того времени, которое описывается в романе.
На наш взгляд имеются три области историософского знания оказывающие влияние на понимание исторического времени.
Первое, выработка представлений о форме исторического процесса, наиболее распространенными из которых являются линейные и циклические характеристики развертывания событий во времени.
Второе направление связано с размышлениями о будущем, попытками предвидения и формирования его облика.
Третье направление связано с попыткой построения схем «всемирной истории», позволяющей хотя бы условно упорядочить историю человечества в рамках единой временной шкалы.
Для нашего исследования является важным рассмотрение этих трех направлений.
Образ времени, складывающийся в сознании, во многом определяется представлениями о формах движения времени, наиболее распространенные из которых сводятся к циклическим и линейным.
В выработке представления о форме исторического процесса, по мнению польского ученого К.
Помиана, известны три способа сделать время «видимым», перевести его в знаки: хронометрия, хронология и хронософия.
Хронометрия переводит время в знаки с помощью часов и календарей; хронология с помощью систем летоисчисления; хронософия делает время объектом дискурса1.
Хронометрическое время может быть только циклическим, так как во всех случаях время, будь то сутки, неделя, год и т.д., периодически «заканчивается» и затем «начинается» снова, с нуля часов, с понедельника, с первого января и т.д.
Но циклическое время — не единственная форма развертывания времени.
В большинстве обществ оно фактически сосуществует с хронологическим временем, которое является линейным.
Хронология фиксирует события не случайно, различные хронологические 1 См.: Решал К.
ТЬе 5еси1аг ЕуоЬкюл оГ *Ье Сопсер! оГ Сус1е$ // Кеу^егу, 5рпп§ 1979, V.
2, по.
4, р.
563 -646.

[Back]