96 На наш взгляд имеются три области историософского знания оказывающие влияние на понимание исторического времени. Первое, выработка представлении о форме исторического процесса, наиболее распространенными из которых являются линейные и циклические характеристики развертывания событий во времени. Второе направление связано с размышлениями о будущем, попытками предвидения и формирования его облика. Третье направление связано с попыткой построения схем «всемирной истории», позволяющей хотя бы условно упорядочить историю человечества в рамках единой временной шкалы. Для нашего исследования является важным рассмотрение этих трех направлений. Образ времени, складывающийся в сознании, во многом определяется представлениями о формах движения времени, наиболее распространенные из которых сводятся к циклическим и линейным. В выработке представления о форме исторического процесса, по мнению польского ученого К. Помиана, известны три способа сделать время «видимым», перевести его в знаки: хронометрия, хронология и хронософия. Хронометрия переводит время в знаки с помощью часов и календарей; хронология с помощью систем летоисчисления; хронософия делает время объектом дискурса1. Хронометрическое время может быть только циклическим, так как во всех случаях время, будь то сутки, неделя, год и т.д., периодически «заканчивается» и затем «начинается» снова, с нуля часов, с понедельника, с первого января и т.д. Но циклическое время не единственная форма развертывания времени. В большинстве обществ оно фактически сосуществует с хронологическим временем, которое является линейным. Хронология фиксирует события не случайно, различные хронологические системы ведут отсчет от великих событий-водоразделов. Хронософия предполагает сосуществование разных представлений о форме движения времени как циклические, так и линейные. Эти представления находят 1 См.: Ропиап К. ТНс 5еси1аг Еуо1Шюп оГ 1Не Сопсерг оГСус1ез // КеУ1е\у, Зрппд 1979, V. 2, по. 4, р. 563 646. |
259 роман, в котором реальные или вымышленные герои говорят и действуют так, как должны были говорить и действовать люди того времени, которое описывается в романе. На наш взгляд имеются три области историософского знания оказывающие влияние на понимание исторического времени. Первое, выработка представлений о форме исторического процесса, наиболее распространенными из которых являются линейные и циклические характеристики развертывания событий во времени. Второе направление связано с размышлениями о будущем, попытками предвидения и формирования его облика. Третье направление связано с попыткой построения схем «всемирной истории», позволяющей хотя бы условно упорядочить историю человечества в рамках единой временной шкалы. Для нашего исследования является важным рассмотрение этих трех направлений. Образ времени, складывающийся в сознании, во многом определяется представлениями о формах движения времени, наиболее распространенные из которых сводятся к циклическим и линейным. В выработке представления о форме исторического процесса, по мнению польского ученого К. Помиана, известны три способа сделать время «видимым», перевести его в знаки: хронометрия, хронология и хронософия. Хронометрия переводит время в знаки с помощью часов и календарей; хронология с помощью систем летоисчисления; хронософия делает время объектом дискурса1. Хронометрическое время может быть только циклическим, так как во всех случаях время, будь то сутки, неделя, год и т.д., периодически «заканчивается» и затем «начинается» снова, с нуля часов, с понедельника, с первого января и т.д. Но циклическое время — не единственная форма развертывания времени. В большинстве обществ оно фактически сосуществует с хронологическим временем, которое является линейным. Хронология фиксирует события не случайно, различные хронологические 1 См.: Решал К. ТЬе 5еси1аг ЕуоЬкюл оГ *Ье Сопсер! оГ Сус1е$ // Кеу^егу, 5рпп§ 1979, V. 2, по. 4, р. 563 -646. системы ведут отсчет от великих событий-водоразделов. Хронософия предполагает сосуществование разных представлений о форме движения времени как циклические, так и линейные. Эти представления находят отражение в различных теориях общественного развития, разрабатываемых в социальных науках, равно как и в идеологических концепциях. Физик С. Хоукинг характеризовал современные научные представления о движении времени следующим образом: «... С точки зрения законов науки, направление движения времени не является существенным. Однако имеются по крайней мере три стрелы времени, устанавливающие различие между прошлым и будущим. Это термодинамическая стрела, определяющая направление энтропии; психологическая стрела, задающая такое направление времени, при котором мы помним прошлое, а не будущее; наконец, космологическая стрела, т.е. такое направление движения времени при котором вселенная расширяется, а не сужается»1. Можно отметить наличие сравнительно небольшого числа вариантов представлений о форме исторического процесса. Три формы исторического процесса, существующие на уровне обыденного сознания и общественнонаучного знания, можно обозначить как: «прогрессивные», «циклические» и «регрессивные». «Прогрессивные» концепции исторического процесса предполагают, что настоящее превосходит будущее, а будущее превосходит настоящее. В соответствии с «циклическими» концепциями постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений. От того, в какую точку цикла мы помешаем настоящее, зависит видение будущего и прошлого. Но речь не идет о тождественности прошлого, настоящего и будущего. «Циклическая» схема исторического процесса, как и две другие, учитывает факт наличия изменений, но эти изменения, во-первых, имеют ограниченный диапазон, вовторых, они периодически повторяются в неизменной последовательности. «Регрессивная» концепция отражает пессимистический взгляд на историю, в 260 1 Нажктб $Ж А ВпеГШ$1огу оГТте Ргот гЬе В1§ Вап& ю В1аск Но1ез. ТогоМо 1988. Р. 152. 293 происходят потому, что время, во-первых, обладает ценностью, если оно рассматривается как ограниченное благо. Во-вторых, оценка ценности времени зависит от возможности его альтернативного использования. На практическом уровне в структуре использования времени выделяются четыре основных компонента. Первый это время, расходуемое человеком на удовлетворение физиологических потребностей: сон, еду, уход за собой. Второй включает в себя рабочее время. Третья составляющая так называемое инвестируемое время, на собственное образование, здоровье, воспитание и уход за детьми и т.д. Четвертый компонент представляет собой так называемое «свободное время». Определение структуры этих составляющих зависит от социальных параметров, от принадлежности к той или иной социальной группе, возрастные различия и т.д. Третий уровень всемирно-исторический. Автор выделяет и рассматривает три области историософского знания, оказывающие влияние на понимание исторического времени. Первое, выработка представлений о форме исторического процесса. Второе направление связано с размышлением о будущем, попытками предвидения и формирования его облика. Третье направление связано с построением схем «всемирной истории», позволяющей хотя бы условно упорядочить историю человечества в рамках единой временной шкапы. Говоря о форме исторического процесса, выделяются три его направления: «циклические», «прогрессивные» и «регрессивные». В соответствии с первым постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений в истории. В соответствии со вторым постулируется направление исторического процесса, в котором настоящее превосходит прошлое, а будущее превосходит настоящее. В соответствии с третьим постулируется пессимистический взгляд на историю, в котором настоящее уступает прошлому, а будущее настоящему. В последнее время формируется представление о «волнообразном» типе развития социосистемы. Будущее в историософских построениях связано с прошлым двумя способами: прошлое рассматривается как ориентир для будущего, а |