отражение в различных теориях общественного развития, разрабатываемых в социальных науках, равно как и в идеологических концепциях. Физик С. Хоукинг характеризовал современные научные представления о движении времени следующим образом: «... С точки зрения законов науки, направление движения времени не является существенным. Однако имеются, по крайней мере, три стрелы времени, устанавливающие различие между прошлым и будущим. Это — термодинамическая стрела, определяющая направление энтропии; психологическая стрела, задающая такое направление времени, при котором мы помним прошлое, а не будущее; наконец, космологическая стрела, т.е. такое направление движения времени при котором вселенная расширяется, а не сужается»1. Можно отметить наличие сравнительно небольшого числа вариантов представлений о форме исторического процесса. Три формы исторического процесса, существующие на уровне обыденного сознания и общественнонаучного знания, можно обозначить как: «прогрессивные», «циклические» и «регрессивные». «Прогрессивные» концепции исторического процесса предполагают, что настоящее превосходит будущее, а будущее превосходит настоящее. В соответствии с «циклическими» концепциями постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений. От того, в какую точку цикла мы помещаем настоящее, зависит видение будущего и прошлого. Но речь не идет о тождественности прошлого, настоящего и будущего. «Циклическая» схема исторического процесса, как и две другие, учитывает факт наличия изменений, но эти изменения, во-первых, имеют ограниченный диапазон, вовторых, они периодически повторяются в неизменной последовательности. «Регрессивная» концепция отражает пессимистический взгляд на историю, в котором настоящее уступает прошлому, а будущее настоящему. Названные три подхода используются с ранней античности до настоящего времени. Можно сказать, что практически в любой культуре (античной Греции, Рима, 97 1 Нажкт& $.\У. Л ВпсГН$1огу оГ'Птс 1-гот 1Ьс Вап§ т Шаек Но1ез. Тогото 1988. Р. 152. |
системы ведут отсчет от великих событий-водоразделов. Хронософия предполагает сосуществование разных представлений о форме движения времени как циклические, так и линейные. Эти представления находят отражение в различных теориях общественного развития, разрабатываемых в социальных науках, равно как и в идеологических концепциях. Физик С. Хоукинг характеризовал современные научные представления о движении времени следующим образом: «... С точки зрения законов науки, направление движения времени не является существенным. Однако имеются по крайней мере три стрелы времени, устанавливающие различие между прошлым и будущим. Это термодинамическая стрела, определяющая направление энтропии; психологическая стрела, задающая такое направление времени, при котором мы помним прошлое, а не будущее; наконец, космологическая стрела, т.е. такое направление движения времени при котором вселенная расширяется, а не сужается»1. Можно отметить наличие сравнительно небольшого числа вариантов представлений о форме исторического процесса. Три формы исторического процесса, существующие на уровне обыденного сознания и общественнонаучного знания, можно обозначить как: «прогрессивные», «циклические» и «регрессивные». «Прогрессивные» концепции исторического процесса предполагают, что настоящее превосходит будущее, а будущее превосходит настоящее. В соответствии с «циклическими» концепциями постулируется периодическое повторение одних и тех же явлений. От того, в какую точку цикла мы помешаем настоящее, зависит видение будущего и прошлого. Но речь не идет о тождественности прошлого, настоящего и будущего. «Циклическая» схема исторического процесса, как и две другие, учитывает факт наличия изменений, но эти изменения, во-первых, имеют ограниченный диапазон, вовторых, они периодически повторяются в неизменной последовательности. «Регрессивная» концепция отражает пессимистический взгляд на историю, в 260 1 Нажктб $Ж А ВпеГШ$1огу оГТте Ргот гЬе В1§ Вап& ю В1аск Но1ез. ТогоМо 1988. Р. 152. котором настоящее уступает прошлому, а будущее настоящему. Названные три подхода используются с ранней античности до настоящего времени. Можно сказать, что практически в любой культуре (античной Греции, Рима, древней Иудее, средневековой Европе) существовали прогрессивные, циклические и регрессивные модели исторического развития. Иногда эти концепции возникали последовательно и сменяли друг друга, но чаще они существовали параллельно, включая труды одних и тех же мыслителей. Примером могут служить воззрения Гесиода. В дошедших до нас двух поэмах в явном виде представлены и прогрессивная, и регрессивная, и циклическая модели исторического развития. В «Теогонии», где излагается сакральная история, используется прогрессивная концепция развития от «низших» божеств к «высшим», от «диких» титанов к «цивилизованным» богам-олимпийцам. В «Работах и днях», повествующей прежде всего о «земной» истории человечества, дается регрессивная модель, сформулированная в форме-схеме пяти веков: золотого, серебряного, бронзового, века героев и железного века, к которому Гесиод относит свое время. Наконец, в обоих случаях как божественной, так и земной истории находится циклическая модель смены поколений (богов и людей). В ХУП1-Х1Х веках идея прогресса становится господствующей. Ее усваивают не только мыслители, но и широкие слои людей. Идея прогресса стала верой и, в конце концов, догмой и начала служить оправданием политических действий, господства и власти. «Великие Обещания Безграничного Прогресса предчувствия господства над природой, материального изобилия, наибольшего счастья для наибольшего числа людей и неограниченной личной свободы питали надежду и веру поколений с самого начала индустриального века»1, писал Э. Фромм. Представления об историческом развитии, утвердившиеся в конце XIX века, радикально отличались от понятия прогресса в философии Просвещения. Просветители как раз в прогрессивности истории видели 261 1 Фромм Э. Иметь или быть? М., 1986. С. 32. |