Проверяемый текст
Бухтиярова, Светлана Анатольевна; Формирование лингвострановедческой компетенции в процессе обучения русскому языку как неродному у студентов педагогических вузов (Диссертация 1998)
[стр. 65]

’’ключевыми” словами и номинативными словосочетаниями.
Фоновые знания, формирующие смысловой уровень сознания, действительно существуют в неязыковой форме, но не в форме семантических долей слов и словосочетаний, а в форме многочисленных логических импликаций и пресуппозиций.
Если мы попытаемся их вербализовать, утверждают этнопсихолингвисты, то рискуем заговорить банальными истинами, в то время как коммуникация
должна быть не тавтологичной, а эффективной, ориентированной на передачу с помощью языка такой информации, которая дополняет, но, как правило, не повторяет уже имеющуюся у коммуникантов информацию о соответствующих предметах и явлениях.
Фоновые знания не исчерпываются языковым сознанием, значениями языковых знаков.
Материальным субстратом
идеального содержания, формой фиксации обобщенного отражения действительности может быть не только слово с его объективным значением, но и умения как обобщенный "образ действительности”, нормы поведения и т.
п.
Хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык, по мнению А.Н.
Леонтьева, не является демиургом человеческого в человеке.
Онтогенетический процесс формирования человеческой психики создается не воздействием самих по себе словесных раздражителей, а является результатом специфического процесса присвоения, который определяется всеми обстоятельствами развития индивидов в обществе.
Системность возникает лишь тогда, когда эти предметы и явления включаются в деятельность.
Смысловой уровень сознания формируется прежде всего в ходе овладения индивидом разными структурами деятельности.
В отличие от невербального, смыслового уровня сознания, языковое сознание формируется значением слов национального языка.
Языковое сознание вообще и значение слова как его фрагмент, по А.Н.
Леонтьеву, есть форма структурации и фиксации общественного опыта людей, знаний о мире.
Зна
[стр. 44]

которого они вошли в сознание человека и знания преобразуются в сознании человека, свертываются и непременно соотносятся с ключевыми словами, терминами, именами и т .
д ./.
Е.М.
Верещагин и В,Г, Костомаров, с точки зрения этнопсихолингвистики, смешивают два уровня сознания: языковое /вербальное/ и невербальное /смысловое/Фоновые знания или лексический фон принадлежат именно невербальному, смысловому уровню сознания.
Значения же слов своим субстратом имеют языковой уровень сознания.
Поэтому "привязывание" фоновых знаний к лексеме методологически неправомерно, а как методический прием имеет ограниченный характер: авторы оперируют лишь "ключевыми" словами и номинативными словосочетаниями.
Фоновые знания, формирующие смысловой уровень сознания, действительно существуют в неязыковой форме, / но не в форме семантических долей слов и словосочетаний, а в форме многочисленных логических импликаций и пресуппозиций.
Если мы попытаемся их вербализовать, утверждают этнопсихолингвисты, то рискуем заговорить банальными истинами, в то время как коммуникация
должка быть не тавтологичной, а эффективной, ‘ ориентированной на передачу с помощью языка такой информации, которая дополняет, но, как правило, не повторяет уже имеющуюся у коммуникантов информацию о соответствующих предметах и явлениях.
Фоновые знания не исчерпываются языковым сознанием, значениями языковых знаков.
Материальным субстратом
44

[стр.,45]

идеального содержания, формой фиксации обобщенного отражения действительности может быть не только слово с его объективным значением, но и умения как обобщенный "образ действительности", нормы поведения и т.
п.
Хотя языку принадлежит огромная, действительно решающая роль, однако язык, по мнению А.Н.
Леонтьева, не является демиургом человеческого в человеке.
Онтогенетический процесс формирования человеческой психики создается не воздействием самих по себе словесных раздражителей, а является результатом специфического процесса присвоения, который определяется всеми обстоятельствами развития индивидов в обществе.
Системность возникает лишь тогда, когда эти предметы и явления включаются в деятельность.
Смысловой уровень сознания формируется прежде всего в ходе овладения индивидом разными структурами деятельности.
В отличие от невербального, смыслового уровня сознания, языковое сознание формируется значением слов национального языка.
Языковое сознание вообще и значение слова как его фрагмент, по А.Н.
Леонтьеву, есть форма структурации и фиксации общественного опыта людей,.знаний о мире.
Значение
принадлежит не лексемам, а сознанию, поскольку, как и всякое идеальное, они не могут существовать вне той высшей формы материи, вне того субстрата, продуктом которого они являются, т.
е » .
вне мозга говорящего и слушающего (А.Н.Леонтьев 1974).
Значение слова само по себе не есть вместилище знаний, а лишь форма презентации и актуального 45

[Back]