Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 119]

119 способности.
Такая ситуация имеет место, в случаях, когда, например, гражданин, обладающий при обычных условиях статусом «потребитель», получает право требования к организации (индивидуальному предпринимателю) от друуального к его отношениям с должником не могут быть применены нормы Закона «О защите прав потребителей».
А Содержание договора уступки требования составляют его условия.
Поскольку единственным существенным условием договора уступки требования является условие о его предмете, остальные содержащиеся в договоре условия всецело зависят от воли договаривающихся сторон.
Среди них можно выделить: условие об эквиваленте (встречном предоставлении); условие о сроке и порядке передачи документов, удостоверяющих право требования; а9 условие о моменте перехода прав.
Условие о встречном предоставлении, как
отмечает В.Л.
Белов, «составляет ближайшую причину (основание) уступки требования».1 Вместе с тем.
Поскольку мы выяснили, что договор уступки требования представляет собой абстрактную сделку, в сам текст договора не обязательно помещать это условие.
Иначе говоря, отсутствие выраженного именно в договоре соглашения сторон о характере и размере эквивалента за уступаемое право не поражает
деистви2 тельность сделки цессии.
В случае же возникновения спора, предметом которого является безвозмездность совершенной сделки уступки, его разрешение должно основываться на норме ст.
423 ГК РФ, устанавливающей презумпцию возмездности любого гражданско-правового договора.
Иначе говоря, договор уступки требования, в тексте которого не указано на встречное предоставление, может быть идентифицирован как сделка дарения только в том случае, ес!«• 1 Белов В.Л.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.
136.

2 См.: Нариманов Э.Н.
Уступка требования (цессия).
С.
152.
[стр. 82]

Изложенные обстоятельства позволяют сделать вывод, что потребностям гражданского оборота соответствует закрепление в качестве общего правила презумпции письменной формы сделки уступки требования, то есть приоритет при анализе формы сделки цессии должен отдаваться теории письменности.
В связи с этим ст.
389 ГК РФ может быть изложена в следующей редакции: «Статья 389.
Форма уступки требования.
1.
Уступка требования совершается в простой письменной форме, за исключением случая передачи требования, основанного на сделке, совершенной в нотариальной форме.
В этом случае уступка требования также должна быть совершена в нотариальной форме.
2.
3.
Уступка требования по сделке, требующей государственной регистрации, должна быть зарегистрирована в порядке, установленном для регистрации этой сделки, если иное не установлено законом.
4.
5.
Несоблюдение установленной в п.
1-2 настоящей статьи формы уступки требования влечет ее недействительность.
6.
Белов В.А.
Форма договора уступки требования и последствия ее несоблю дения.
С.
34.
152 1.
Уступка требования по ордерной ценной бумаге совершается путем индоссамента на этой ценной бумаге (пункт 3 статьи 146)».
Как и для всякого договора, содержание уступки требования составляют его условия.
Как уже говорилось, единственным существенным условием цессии является условие о предмете уступаемого права.
Среди иных условий, не обладающих признаком существенности, то есть от наличия или отсутствия которых договор цессии не теряет своей действительности, можно выделить следующие:  условие о встречном предоставлении (эквиваленте);   условие о сроке и порядке передачи документов, удостоверяющих право требования;   условие о моменте перехода прав.
Условие о встречном предоставлении, как правило, составляет ближай“X19 шую причину (основание) уступки требования, однако в силу абстрактного, по общему правилу, характера сделки цессии, помещать это условие в договор не обязательно.
Иначе говоря, отсутствие выраженного именно в договоре соглашения сторон о характере и размере эквивалента за уступаемое право не поражает
действительность сделки цессии.
Даже и в том случае, когда уступка требования совершается между двумя коммерческими организациями, отсутствие условия о встречном предоставлении еще не позволяет признать такую сделку ничтожной на основании п.
4 ст.
575 ГК РФ (запрет дарения).
Такое соглашение об уступке права, исходя из норм ст.
423 ГК РФ, следует оценивать как дарение только в тех случаях, когда в его тексте будет положительно решен вопрос о безвозмездности передачи права (в качестве дара), либо когда заинтересованным лицом будет доказан возмездный характер уступки.
Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.
136.

См.: Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право.
Книга вторая: Договоры о передаче имущества.
С.
346; Ломидзе О.Г.
Правонаделение в гражданском законодательстве России.
С.
295.
153

[Back]