Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 121]

121 Условие о моменте перехода права также может быть специально включено сторонами в соглашение о переходе требования.
Как мы уже выяснили при рассмотрении теоретических аспектов перемены лиц в обязательстве, право требования, являющееся предметом уступки, переходит к цессионарию в момент заключения договора цессии.
Однако это общее правило действует лишь в том случае, если сторонами специально не определен ином момент перехода права требования.
Например, если в договоре стороны четко установили, что право передается только после получения цедентом платежа от цессионария, в этом случае моментом отчуждения права следует признать момент получения цедентом этого
платежа.

1 1 Ломидзе О.Г.
Правонаделение в гражданском законодательстве России.

330.
[стр. 58]

Таким образом, предназначение нормы п.
3 ст.
382 ГК РФ в дополнительном обеспечении гарантий правового положения должника, которое не должно ухудшаться в результате уступки требования, и неверно рассматривать эту норму как доказательство осложнения юридического состава заключения договора цессии получением уведомления должником.
Соответственно, следует признать в качестве общего правила консенсуальный характер уступки, то есть соглашение о цессии вступает в силу в момент его заключения (подписания) цедентом и цессионарием.
Отсюда вытекает, что если стороны (цедент и цессионарий) не укажут в соглашении иной момент перехода права цедента к цессионарию, переход права произойдет в момент совершения сделки уступки.
Такой подход обусловливается прежде всего тем обстоятельством, что обязательственное право нельзя передать по образу и подобию предмета материального мира (вещи), в связи с чем сделка является единственным способом юридического перемещения права от цедента к цессионарию.
Об этом же пишет и К.И.
Скловский: «право явление нематериальное.
Для его передачи никаких материальных действий, стало быть, не требуется.
Поскольку купля-продажа договор консенсуальный, право требования переходит к покупателю в момент достижения соглашения.
Даже если при этом составляется акт приема-передачи, это не имеет никакого значения, кроме доказательственного: право уже перешло».229 Вместе с тем, следует заметить, что изложенная позиция является однозначной только в том случае, если при заключении соглашения об уступке сторонами не будет прямо или косвенно определен момент перехода права.
Например, если в договоре стороны четко установили,.
что право передается только после получения цедентом платежа от цессионария, в этом случае моментом отчуждения права следует признать момент получения цедентом этого
См.: Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.
152; Новоселова Л.А.
Уступка права требования по договору (теория и практика).
С.
17; Ломидзе О.Г.
Правонаделение в гражданском законодательстве России.

С.
328.
229 Скловский К.И.
Механизм перехода права и последствия цессии.
С.
66.
107 230 платежа.
Таким образом, уступка требования является консенсуальной сделкой, поскольку для возникновения договора цессии необходимо лишь наличие соглашения между цедентом и цессионарием.
По общему правилу, само требование переходит к правоприобретателю также в момент заключения этого соглашения.
Однако, если стороны специально оговорили иной момент перехода права от цедента к, цессионарию, следует руководствоваться согласованным между ними условием.
Завершая общую характеристику уступки требования, мы считаем необходимым остановиться еще на одном важном моменте, без которого анализ цессии был бы неполным.
Речь идет о выработанном судебной практикой принципе безусловности уступки.
Как известно, условными считаются такие сделки, по которым возникновение прав и обязанностей поставлено в зависимость “УХ 1 от события, относительно которого неизвестно, наступит оно или нет.
Анализ норм главы 24 ГК позволяет сделать вывод, что законодатель не уделил внимания вопросу о возможности совершения цессии под условием.
Высшим Арбитражным Судом РФ была выработана позиция, в соответствии с которой соглашения о цессии, предполагающие передачу взысканных цессионарием сумм с должника цеденту, признаются недействительными.
Так, в Постановлении № 5464/96 от 25 марта 1997г.
Президиум Высшего Арбитражного Суда указал следующее: «В соответствии с пунктом 2.9 договора комиссии взимание задолженности с предприятий и организаций осуществляется компанией в пользу АООТ “Мегионнефтегаз” по согласованному с ним графику.
При соблюдении этого условия объединение обязуется выплачивать компании вознаграждение в размере 0,4 процента от уплаченных должниками сумм Ломидзе О.Г.
Правонаделение в гражданском законодательстве России.
С.
330.
См., напр.: Гражданское право.
Том 1.
Учебник под ред.
Сергеева А.П., Толстого Ю.К.
С.
249.
108

[стр.,84]

следует, что если стороны (цедент и цессионарий) не укажут в соглашении иной момент перехода права цедента к цессионарию, переход права произойдет в момент совершения сделки уступки.
Вместе с тем, изложенная позиция является однозначной только в том случае, если при заключении соглашения об уступке сторонами не будет иначе определен момент перехода права.
Например, если в договоре стороны четко установили, что право передается только после получения цедентом платежа от цессионария, в этом случае моментом отчуждения права следует признать момент получения цедентом этого платежа.315
Ломидзе О.Г.
Правонаделение в гражданском законодательстве России.

С.
330.
155 § 2.3.
Ограничения уступки требования По общему правилу, признаваемому теорией гражданского права, передаваемым в порядке цессионного преемства может быть любое субъективное обязательственное право (требования), вытекающее из любого обязательства.
Так, В.А.
Белов пишет: «… можно утверждать, что общим правилом ПС РФ считает дозволенность уступки в порядке сингулярной сукцессии всякого требования по всякому обязательству».
Об этом же говорит и А.Л.
Новоселов, считая, что любое право (требование), за исключением прямо указанных в законе или договоре, может быть передано первоначальным кредитором другому лицу по договору уступки требования (цессии).
И далее уступаемость один из существенных признаков права (требования) как разновидности имущества, особенно если речь идет о денежном требовании.
Действительно, для того, чтобы быть объектом гражданского оборота, любое имущественное право должно обладать таким свойством, как передавае-мость.
Передаваемость относится к чисто юридической характеристике, отражающей правовое свойство явления.
Для признания права имущественным, обладающим свойствами меновой ценности, передаваемость имеет существенное значение: если право является непередаваемым, оно не является имущественным, вернее сказать — оборотным, и не может выступать в роли предмета сделок, прежде всего сделки уступки требования.
Ю.Е.
Туктаров определяет свойство передаваемости права следующим образом: «передаваемым правом должно признаваться право, которое способно переходить от одного лица к другому по соглашению между ними».318 Таким образом, права требования, вытекающие из обязательственных отношений, в силу статьи 128 ГК РФ, относящей имущественные права к видам Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.
128.
317 Новоселов А.Л.
Некоторые вопросы уступки части права (требования) по денежному обязательству.
С.
60.
318 Туктаров Ю.Е.
Имущественные права как объекты гражданскоправового оборота // Актуальные проблемы гражданского права.
С.
112.
156 объектов гражданских прав, обладают свойством передаваемости, в силу чего могут быть предметом сделки уступки требования.
Однако из этого общего правила существует ряд исключений, связанных с запретом, либо с ограничением свободы оборота имущественных прав.
Такие ограничения, во-первых, проводятся по различным признакам (субъектный состав, предмет, воля сторон сделки), и во-вторых, имеют важное значение при изучении уступки требования.
Именно эти причины обусловили анализ ограничений совершения сделки цессии в отдельном параграфе нашего исследования.
Все ограничения совершения сделки уступки требования можно классифицировать по различным основаниям.
Во-первых, в зависимости от того, по чьей воле они выработаны, их можно подразделить на: • законодательные; • • договорные; • • разработанные в результате судебного толкования норм права.
Законодательные ограничения, в свою очередь, делятся на общие и частные • по признаку их закрепления соответственно, либо в общих

[Back]