Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 152]

152 идуализация обязанности, передаваемой в порядке пе* ревода долга, может быть достигнута путем конкретизации: предмета обязанности; кредитора по обязательству; должника по обязательству; содержания обязанности (какое именно действие должен совершить должник, либо от совершения какого действия он должен воздержаться); основания возникновения обязанности.
В качестве общего правила, предметом перевода долга может быть любая долговая обязанность, возникшая из обязательственного правоотношения,2 если иное не следует из требований закона или существа самого обязательства.
Акцентировать внимание здесь прежде всего необходимо на том обстоятельстве, что поскольку сфера действия главы 24 ГК ограничивается лишь изменением субъектного состава обязательств, обязанности, возникающие в рамках абсолютных отношений, не могут являться предметом договора о переводе *Xz долга.
В остальном же Гражданский кодекс никак не ограничивает круг долгов, которые могут быть предметом перевода.
Например, неверным является представление о том, что является возможным перевод долга только с нарушенным должником сроком исполнения.3 Причина такого «пренебрежения», как верно отмечает В.А.
Белов, заключается в том, что перевод долга не может состояться без согласия кредитора.4 Вполне понятно, что в силу этого обстоятельства * 1 См.: Агарков М.М.
Перевод долга И Право и жизнь.
1923.
№ 3.
С.
26; Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.

174.
2 Или как говорит В.А.
Белов, «юридическая обязанность, входящая в содержание обязательственных правоотношений»: См.: Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.

174.
3 См.: Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 07.05.2003г.
Ф08-1430/2003 И Справочная правовая система «Консультант-плюс».
4 Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.

170.
[стр. 9]

Дювернуа Н.Л.
Основная форма корреального обязательства: Историкоюридическое и критическое исследование по римскому праву.
Ярославль, 1874.
С.
103.
Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.

27.
16 стороне, то есть имеет статус кредитора, заменяющее его в результате делега‘•*^ ции лицо также становится на место кредитора.
В этом случае следует говорить об активной делегации.
В том же случае, когда из обязательства выбывает пассивный его участник, то есть должник, то и замещающее его лицо (новый должник) становится пассивным субъектом обязательства..
Эта ситуация называется пассивной делегацией.
В любых случаях делегации лицо, которое выбывает из первоначального обязательства, именуется делегантом.
Лицо, замещающее делеганта, и всту пающее в новое обязательство в качестве активной его стороны (кредитора), называется делегатарием.
Лицо, замещающее же делеганта, являвшегося пасо, сивной стороной обязательства (должником), называется делегатом.
Продемонстрируем теперь отношения активной делегации, по своей сути наиболее близкой современным цессионным отношениям, на схеме.
Активная делегация может быть представлена следующим образом.
В существующем обязательственном отношении кредитора (будущего делеганта) с должником третье лицо (будущий кредитор делегатарий) желает занять место первоначального кредитора, а первоначальный кредитор также не прочь ему это место предоставить.
Кредитор направляет должнику предписание производить исполнение по существующему обязательству этому третьему лицу и никому иному (односторонний акт).
Далее, должник направляет указанному третьему лицу так называемое делегационное обещание обещание исполнять именно ему (также односторонний акт).
В момент получения делегационного обещания третьим лицом первоначальное обязательство между старым кредитором и должником прекращается, и возникает новое (новированное) обязательство между новым кредитором и должником.
«*> 17 какая-либо правовая связь (0) i I Первоначальный кредитор (делегант) право требования (3) Новый кредитор обязанность (3) (делегатарий) гw 1 А распоряжение (1) Должник f лелегат^ делегационное обещание (2) W Новые обязательственные отношения, сложившиеся между новым кредитором (делегатарием) и должником (делегатом), обозначенные на схеме цифрой (3), и называются делегацией.


[стр.,35]

«субъективное право вне понятия субъекта прав логически немыслимо».13! Об этом же пишет и В.М.
Хвостов: «… субъективное право предполагает наличность субъекта, а бессубъектное существование права встречается лишь как временное и сравнительно редкое исключение…».132 Скловский К.И.
Механизм перехода права и последствия цессии.
С.
60-61.
Белов В.А.
Правопреемство в связи с законодательной концепцией квалификации имущественных прав как объектов гражданских прав // Законодательство, 1998.
№6.
С.
87.
131 Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права.
С.
110.
132 Хвостов В.М.
Система римского права: Учебник.
М., 1996.
С.
139.
65 Итак, мы выяснили, что сущность правового явления, называемого «переход (передача) права», заключается в прекращении субъективного права у пра-вопредшественника и возникновении «нового» субъективного права у правопреемника.
Но что же в таком случае происходит с правоотношением? Изменяется ли оно, или прекращается? Классик русской цивилистики Г.Ф.
Шершеневич квалифицировал прекращение «юридического отношения», или, говоря современным языком, правоотношения, следующим образом.
«Прекращение юридического отношения между лицами происходит тогда», писал он, «когда разрывается связь между его элементами, вследствие устранения субъекта, уничтожения объекта, нару-шения соответствия между правом и обязанностью».
Одним из случаев прекращения правоотношения ученый считал так называемое отчуждение права, которое он определял как «добровольную уступку места активного субъекта определенному лицу».
Очевидно, что именно под это понятие подпадает и сделка по уступке права.
Таким образом, по мнению Г.Ф.
Шершеневича, отчуждение управомоченным лицом своего права в пользу третьего лица с необходимостью влечет прекращение юридического отношения.
Об этом же говорит и В.А.
Белов: «результатом правопреемства является не переход первоначального права (ибо тогда не появлялось бы второго правоотношения), а его прекращение, сопровождающееся возникновением нового права, составляющего содержание нового правоотношения.135 Мы в полной мере разделяем изложенные представления относительно судьбы правоотношения, имевшего место между первоначальным кредитором (цедентом) и должником с прекращением субъективного права требования цедента это правоотношение неминуемо прекращается.
Как.
известно, основные элементы правоотношения — это: а) субъекты; б) объект; в) права и обяШершеневич Г.Ф.
Курс гражданского права.
С.
76.
134 Там же.
С.
77.
135 Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.

25.
66 л занности (содержание правоотношения).
За время своего существования правоотношение может изменяться в содержании либо в субъектном составе.137 Если предположить, что отношения цессионного преемства есть частный \ \ случай изменения правоотношения, то следует констатировать, что мы имеем дело одновременно и с заменой кредитора, то есть с изменением субъектного состава обязательства, и с возникновением нового субъективного права требо вания (у нового кредитора), то есть с изменением содержания обязательства.
При таких обстоятельствах настаивать на той точке зрения, в

[стр.,61]

зависимость от воли сторон.
Если стороны (цедент и цессионарий) не укажут в соглашении иной момент перехода права цедента к цессионарию, переход пра ва по общему правилу произойдет в момент совершения сделки уступки.
Од нако если стороны специально оговорили иной момент перехода права от це дента к цессионарию, следует руководствоваться согласованным между ними условием.
Необходимость уведомления должника о состоявшейся уступке тре112 бования никоим образом не изменяет существо вопроса о моменте перехода права от цедента к цессионарию.
1.
Законодательство не запрещает совершение уступки требования под условием.
В связи с этим выработанная судебной практикой позиция, согласно которой цессия может быть признана недействительной сделкой лишь на том основании, что она содержит условие о встречном предоставлении цессионария за переданное право, которое поставлено в зависимость от получения цессионарием исполнения от должника, представляется необоснованной.
113 2.2.
Структурные элементы уступки требования.
Согласно отечественной цивилистической теории в качестве элементов любого договора традиционно рассматриваются его предмет, стороны, цена, срок, форма и содержание.
В своем исследовании мы не будем отступать от классической структуры характеристики договора при анализе уступки требования.
Предваряя рассмотрение отдельных элементов уступки требования, целесообразно акцентировать внимание на том факте, что глава 24 ПС РФ не устанавливает, какие условия цессии являются существенными для наличности и действительности этого договора.
В связи с этим, исходя из действия общей нормы, закрепленной в ч.
2 п.
1 ст.
432 ГК РФ, единственным существенным условием уступки требования следует признать условие о его предмете.
Такая точка зрения укрепилась и в юридической литературе.
Вместе с тем, в некоторых случаях нормативными актами вводятся дополнительные существенные условия цессии для отдельных видов договоров уступки.
Так, например, договор уступки требования, заключаемый субъектом гражданского права в процессе банкротства на стадиях внешнего управления или конкурсного производства, должен в обязательном порядке содержать условия: 1) о наличии встречного имущественного предоставления за цедируемое право; 2) о получении денежных средств за проданное право требования не позднее чем через 15 дней с даты заключения договора куплипродажи; 3) о переходе права требования только после его полной оплаты (п.
2 ст.
112, ст.
140 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»).
Заметим также, что в настоящем исследовании мы не ставим своей задачей рассмотреть абсолютно все возможные разновидности договора уступки требования, в связи с чем не имеет смысла уделение особого 236 См.: Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.

134; Анохин В., Керимова М.
Уступка права требования на основании договора // Хозяйство и право.
2002.
№ 4.
С.
50; Рыжков Ю.В., Мельник В.В.
О спорах, связанных с переменой лиц в обязательстве.
С.
84.
114 внимания специальным существенным условиям цессии.
2.2.1.
Предмет.
Условие о предмете, является, по общему правилу, единственным существенным условием договора цессии.
Этот вывод можно сделать и из смысла ст.
382 ПС РФ.237 При отсутствии соглашения сторон о предмете передаваемого права договор цессии не может считаться заключенным (ст.
432 ГК РФ).
Предметом цессии может быть только субъективное обязательственное право (право требования), поскольку сфера действия главы 24 ГК РФ ограничивается изменением субъектного состава обязательств, то есть относительных правоотношений.
В связи с этим передача субъективных прав в абсолютных правоотношениях, в том числе авторских, изобретательских и т.п., если она и допустима, регулируется специальным законодательством, но не главой 24 ГК.

[Back]