Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 170]

170 * право требования исполнения определенной обязанности третьим лицом (должником) новому кредитору (цессионарию), а новый кредитор принимает это право требования от первоначального кредитора на условиях, не ухудшающих правового положения должника.
Договор уступки требования является, по общему правилу, двусторонней сделкой, сторонами ее выступают первоначальный кредитор (цедент) и новый кредитор (цессионарий).
Должник не является непосредственным участником (стороной) договора цессии.
Однако важнейшим принципом правового регулирования отношений передачи права по договору уступки требования является невозможность ухудшения правового положения должника.
Поэтому в некоторых случаях, прямо предусмотренных законом, договор уступки требования приобретает характер трехстороннего соглашения.
Например, в силу п.
2 ст.
388 ГК РФ без согласия должника не допускается уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Если иное не предусмотрено в самом тексте договора уступки, право «переходит» к новому кредитору непосредственно в момент ее заключения.
Форма договора уступки должна соответствовать форме сделки, из которой возникло уступаемое право (требование).
3.
Договор уступки права (требования) является абстрактной сделкой в том смысле, что недействительность правового основания уступки не поражает юридическую силу самой сделки цессии, основного ее результата, которым является собственно «переход права».
Признание абстрактного характера договора цессии является одной из гарантии практической реализации принципа защиты положения должника: должник считается надлежащим образом исполнившим обязательство, если произвел обусловленное исполнение лицу, в пользу которого была совершена сделка уступки, независимо от того, является ли ее основание действительным.
Он не может и не должен претерпевать неблагоприятные последствия, связанные с повторным исполнением обязательства первоначальному кредитору в случае недействительности основания передачи
[стр. 85]

положениях о перемене лиц в обязательствах (глава 24 ГК РФ), либо в нормах, посвященных регулированию отдельных видов обязательств (договоров).
Во-вторых, в зависимости от степени строгости ограничения, первые определяют права требования, которые ни при каких обстоятельствах не могут передаваться (ст.
383 ГК РФ) императивные ограничения, другие права требования, которые в принципе могут передаваться, но при соблюдении субъектами уступки требования определенных правил ограничения под услови319 ем.
К общим законодательным ограничениям уступки требования относятся следующие.
См.: Ефимова Л.Г.
Перемена лиц в обязательства (законодательство и практика его применения).
С.
13-14.
157 1.
Не допускается переход к другому лицу прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, в частности, требований об алиментах и о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью (ст.
383 ГК РФ).
Права, указанные в этой норме, являются примером прав, в отношении которых установлено императивное ограничение, то есть полный запрет передачи в порядке уступки требования.
Это правило не является открытием российской гражданскоправовой науки.
Так, еще Р.
Саватье констатировал, что «любое право требования может быть передано, если оно касается денег, передачи вещей или выполнения работ, за исключением тех, которые неотделимы от 320 личности кредитора».
Наиболее важная правовая особенность личных прав, которая одновременно может служить критерием для их выделения в особую группу — принципиальная непередаваемость другому лицу.
Эти права в принципе не подлежат передаче от одного лица другому ни в порядке универсального, ни в порядке сингулярного правопреемства.
Поэтому в случае смерти гражданина, являвшегося кредитором, которому принадлежит соответствующее личное право, обязательство прекращается в силу п.
2 ст.
418 ГК РФ.
Также эти права в силу своей непередаваемости не могут быть предметом залога, что следует из п.
1 ст.
336 ГК РФ.
От полного запрета уступки прав, неразрывно связанных с личностью кредитора, следует отличать общее законодательное ограничение под условием, установленное п.
2 ст.
388 ГК РФ.
Согласно этой норме права не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Указанное правило не полностью запрещает уступку требования, а лишь требует от сторон цессии первоначального и нового кредиторов соблюдения определенного законом условия, а именно получения согласия должника, в результате чего заключаемая сделка уступки приобретает характер трехстороннего соглашеСаватье Р.
Теория обязательств.
М., 1972.
С.
372.
158 НИЯ.
1.
Требования, уступка которых противоречит закону или иным правовым актам, также не могут быть переданы в порядке цессионного преемства (п.
1 ст.
388 ГК РФ).
Эта норма является бланкетной, в силу чего при оценке правомерности уступки требования в каждом конкретном случае следует проверять ее на предмет допустимости нормами закона и иных правовых актов.
Анализ действующего

[Back]