Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 29]

29 А' Л: ониом гражданском праве, которое, безусловно, находилось под неизбежным влиянием разработанных древнеримскими юристами положений об уступке требования и переводе долга.
Остановимся также и на анализе основных положений института перемены лиц в обязательстве, известных цивилистике советского периода.
При этом будем проводить сравнение рассматриваемых норм с теми, которые закреплены в современном Гражданском кодексе России.
Прежде всего, следует отметить, что сами русские ученые говорили о том, что между взглядом римского права на обязательство и взглядом «современных законодательств, на которые оказал влияние торговый оборот, замечается значительное различие».1 При этом, вероятно, проводилось сравнение с первыми известными римскому праву формами изменения лиц в обязательствах, находившимися еще под влиянием «принципа индивидуальности обязательств».
Г.Ф.
Шершеневич, критикуя такие взгляды, писал, что «с своременной точки зрения сущность его {обязательства авт.) заключается в имущественном интересе, соединенном с обязательственным отношением».2 И далее, автор отмечал, что современное обязательство представляется в высшей степени подвижным и способным к изменению личного его состава.
Таким образом, при анализе уступки требования и перевода долга, известных дореволюционному отечественному праву, можно говорить об их правовой сущности в том же понимании, что заложена в Гражданском кодексе РФ 1995 года.
Так, характеризуя замену активного субъекта обязательства, Д.И.
Мейер отмечал: «на юридическом языке Запада эта сделка называется обыкновенно цессией права (cessio, cession).
По-русски можно назвать ее сделкой об уступке права или просто уступкой права»
з В конце 19 века практически все ученые признают принципиальную воз1 2 3 Шершеневич Г.Ф.
Курс гражданского права.
С.
374.
Шершеневич Г.Ф.
Курс гражданского права.
С.
375.
Мейер Д.И.
Русское гражданское право: В 2-х ч.
Часть 2.
По изд.
1902г.

1997.
С.
116.
М.,
[стр. 16]

Общая же тенденция, объединяющая и объясняющая все перечисленные особенности формирования института цессионного преемства, безусловно, заМуромцев С.А.
Гражданское право Древнего Рима.
С.
666.
29 ключается в постепенном ослаблении личностного и усилении роли имущественного элемента в обязательстве.
Как указывал И.А.
Покровский, пока обязательство было чисто личной связью двух лиц, «связью, проникнутой еще личным эмоциональным элементом, ни о какой переуступке обязательства от одного лица к другому не могло быть речи.
Но когда оно стало в руках кредитора правом на получение некоторой ценности из имущества должника, никаких препятствий для его перехода из рук в руки не существует: должнику все равно, кому платить.
Право допускает переуступку требований и направляет свое внимание на то, чтобы создать более легкие формы для их циркуляции».49 Покровский И.А.
Основные проблемы гражданского права.
С.
241.
30 1.2.
Правовое регулирование уступки требования в русском дореволюционном и советском гражданском праве.
Уступка требования, или цессия, как мы выяснили, представляет собой частный случай сингулярного правопреемства в обязательственных отношениях, основанием которого является сделка.
Следует отметить, что такие понятия, как «уступка права требования», «уступка права», «цессия» являются равнозначными.
Так, еще Д.И.
Мейер, говоря о соглашении между верителем (кредитором) и сторонним лицом, приобретающим право (новым кредитором), отмечал: «На юридическом языке Запада эта сделка называется обыкновенно цессией права (cessio, cession).
Порусски можно назвать ее сделкой об уступке права или просто уступкой права».5®
Отсюда также можно сделать вывод, что рассматриваемая нами сделка цессии была известна еще дореволюционным русским цивилистам.
Если до 18-19 в.в.
в России практически ничего не было известно о правовой природе перехода имущественных прав51, то уже в конце 19 века ситуация несколько изменилась.
Практически все ученые этого периода признают принципиальную возможность передачи прав.
Так, К.П.
Победоносцев писал: «общим правилом повсюду считается возможность передачи всяких прав, которые не связаны существенно с личностью (кредитора).
Этой возможности не лишаются обыкновенно даже иски о вещном праве, на известное лицо предъявляемые, права, ограниченные условием или проистекающие из обоюдного договора».52 В.И.
Синайский также отмечал, что «Сенат признает институт цессии в Мейер Д.И.
Русское гражданское право: В 2-х ч.
Часть 2.
По изд.
1902г.

М, 1997.
С.
116.
51 Колесников О.А.
Переход обязательственного права в цессионном правоот ношении: Дисс.
на соискание ученой степ.
канд.
юрид.
наук.
С.
31.
52 Победоносцев К.П.
Курс гражданского права: В трех томах.
Том 3 / Под ред.
Томсинова В.А.
М., 2003.
С.
216.
31 нашем праве…, и допускает ее (цессию авт.) в виде общего правила».53 Что касается нормативного регулирования уступки требования, то Г.Ф.
Шершеневич характеризует его следующим образом: «Наше законодательство… указывает только на отдельные случаи (передачи обязательств авт.)».54 Отсутствие общих законодательных правил, регламентирующих цессию, отмечали и другие ученые.55 Выделение специальной главы, посвященной правовому регулированию передачи имущественных прав, предусматривалось лишь в Проекте Гражданского Уложения, которое так и не было введено в дейст56

[Back]