Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 46]

46 * решении других проблем науки гражданского права...
Момент интереса имеет также большое значение и для разработки проблемы гражданского правоотношения, с которой проблема субъективных гражданских прав связана наиболее непосредственным образом».

♦ 1 В этой связи изучение судьбы правоотношения в результате правопреемства через призму интереса как одной из составляющих содержание субъективного гражданского права категорий представляет собой определенную научную ценность.
Рассмотрим основные моменты представленной Э.Н.
Наримановым теории.
1.
Прежде всего, автором отмечается, что любое субъективное право «направлено на удовлетворение определенного интереса управомоченного лица» 2 И с этим нельзя не согласиться все без исключения авторы, исследовавшие так или иначе соотношение категории интереса с субъективным гражданским правом отмечали указанный момент.
Например, С.В.
Михайлов отмечает: «...возникновение, динамика и прекращение обязательственных правоотношений непосредственно связаны с категорией интереса.
Можно сказать, что интерес является предпосылкой
(условием) динамики обязательственного правоотношения».3 2.
Взаимосвязь интереса и субъективного гражданского права
Э.Н.
Нариманов определяет следующим образом: «интерес, существуя за пределами субъективного гражданского права, является, с одной стороны, предпосылкой приобретения субъективного права, а с другой стороны, осуществление интереса есть цель субъективного права, то есть само существование субъективно1 Иоффе О.С.
Гражданское правоотношение.
С.

556.
2 Нариманов Э.Н.
Уступка требования (цессия).
С.
54.
3 Михайлов С.В.
Категория интереса в российском гражданском праве.
М.:
Статут, 2002.
С.
99.
См.
также: Богатырев Ф.О.
Интерес в гражданском праве // Журнал российского права.
2002, № 2.
С.
35;
Грибанов В.П.
Интерес в гражданском праве И Осуществление и защита гражданских прав.
М., 2001.
С.
240.
[стр. 28]

действий, не в праве на свои собственные действия, а в возможности этих действий, возникающей вследствие обеспечения определенного поведения обязанных лиц».93 Иначе говоря, содержание субъективного права должно рассматриваться не только лишь как предоставленная управомоченному лицу возможность совершать какиелибо действия по своему усмотрению (категория «дозволенности»), но и как возможность требовать соответствующего поведения от других лиц (категория «юридической обеспеченности»).
Именно на этом обстоятельстве основан вывод советского ученого Я.М.
Магазинера, считавшего, что «право всегда является правом не на свои собственные действия, а на чужие действия».94 Существование любого гражданского правоотношения обусловлено невозможностью удовлетворения интереса управомоченного лица без соответствующего поведения обязанного лица (лиц).
Поэтому управомоченный субъект должен иметь возможность не только распоряжаться своими собственными действиями, но и рассчитывать на строго определенное поведение (действия или бездействие) других лиц (обязанной стороны правоотношения).
Иоффе О.С.
Гражданское правоотношение.
С.

555.
9 Магазинер Я.М.
Заметки о праве // Вестник юстиции Узбекистана.
1925.
№ IV-V.
С.
40.
53 В абсолютных правоотношениях праву уполномоченного лица корреспондирует должное поведение неопределенного круга лиц, выражающееся в формуле «поп facere» (обязанность не нарушать право управомоченного субъекта), а в относительных правоотношениях (наиболее типичными из которых являются обязательства) поведение четко определенного обязанного лица, выражающееся в формуле «facere».
Таким образом, в любом субъективном праве с неизбежностью можно выделить как минимум два основных правомочия, составляющих его содержание: 1) правомочие совершения собственных действий самим управомоченным лицом и 2) правомочие требовать определенного поведения от обязанного ли-ца.’5 В-третьих, субъективное право, как правило, направлено на удовлетворение определенного интереса управомоченного лица.
Предварив более внимательное рассмотрение категории интереса и вопроса о его соотношении с субъективным правом, заметим, что его решение во многом влияет на наше понимание сущности конструкции «переход права».
По мнению О.С.
Иоффе, «значение интереса… едва ли можно переоценить в связи с той ролью, которую правильное определение понятия субъективного права играет в разрешении других проблем науки гражданского права… Момент интереса имеет также большое значение и для разработки проблемы гражданского правоотношения, с которой проблема субъективных гражданских прав связана наиболее непосредственным образом».96 Обращение внимания к категории интереса приобретает особый смысл при исследовании вопросов возникновения, изменения и прекращения гражданских правоотношений.
Так, Ф.О.
Богатырев пишет: «без явного или предполагаемого интереса не может возникнуть правоотношение.
Модификация или отпадение интереса может повлечь за собой изменение или прекращение праМихайлов СВ.
Категория интереса в российском гражданском праве.
М.,
2002.
С.
91.
96 Иоффе О.С.
Гражданское правоотношение.
С.
556.
54 воотношения».97 Более четко роль интереса в развитии обязательственных правоотношений выделяет С.В; Михайлов: «…возникновение, динамика и прекращение обязательственных правоотношений непосредственно связаны с категорией интереса.
Можно сказать, что интерес является предпосылкой
(уелопо вием) динамики обязательственного правоотношения».
Подтверждение изложенных взглядов можно найти в некоторых нормах закона, например, в п.
2 ст.
405 ГК РФ закон прямо связывает судьбу правоотношения с интересом: утрата кредитором интереса к исполнению, ввиду просрочки должника, дает первому право отказаться от принятия исполнения, что повлечет за собой прекращение обязательства, либо его изменение (модификацию).


[стр.,30]

104 Иоффе О.С.
Правоотношение по советскому гражданскому праву.
Л., 1949.
С.
50; Грибанов В.П.
Интерес в гражданском праве.
С.
241.
56 pec ведущим элементом правоотношения.105 Среди современных ученых аналогичную позицию занимает Ф.О.
Богатырев.106 Последний предлагает рассматривать содержание субъективного права как некую двухуровневую конструкцию, первый уровень («юридический субстрат субъективного права») которой составляют правомочия, выводимые из норм объективного права, второй уровень («фактический субстрат субъективного права») — интерес и воля (власть).
Противоположной точки зрения придерживались такие советские цивилисты, как С.Н.
Братусь и В.П.
Грибанов.
По их мнению, интерес возникает независимо от субъективного права и до его возникновения, т.е.
является «предпосылкой для приобретения субъективных прав»} Действительно, потребность, осознанная лицом и трансформировавшаяся в его стремления и желания, еще не есть субъективное право, она лишь представляет собой определенную цель сознательного поведения лица.
Средством же достижения такой цели и является субъективное право.
Правильность отграничения интереса от содержания субъективного права доказывается общефилософским суждением, согласно которому цель никогда не может служить составной частью средства, которое по отношению к цели «имеет вид некото108 рого внешнего наличного бытия».
Кроме того, наличие интереса у обладателя того или иного субъективного права не имеет абсолютно никакого юридического значения для признания его управомоченным субъектом.
В противном случае, как справедливо отмечает В.А.
Тархов, для осуществления и защиты своего права субъекту нужно было бы доказывать не только наличие права, но и наличие интереса, что противоречит «духу нашего права».109 Сходной пози105 См.: Венедиктов А.В.
Государственная социалистическая собственность.
Л., 1948.
С.
38.
106 Богатырев Ф.О.
Интерес в гражданском праве // Журнал российского права.
2002, № 2.
С.
35.

107 Братусь С.Н.
Субъекты гражданского права.
М., 1950.
С.
20.
108 Гегель.
Наука логики.
Т.
II // Соч.
М., 1939.
Т.
VI.
С.
201.
109 Тархов В.А.
Гражданское правоотношение.
Уфа, 1993.
С.
40.
57 ции придерживается и СВ.
Михайлов: «Очевидно, что категория интереса не входит в содержание субъективного права как специфического правового средства».110 Итак, за интересом следует признать роль определенной предпосылки возникновения (приобретения) субъективного права.
Но это лишь одна сторона взаимосвязи.
Другая же, по мнению В.П.
Грибанова, заключается в том, что удовлетворение интереса управомоченного лица является целью любого субъективного права.111 Эту же особенность соотношения интереса с субъективным правом отмечал еще Г.Ф.
Шершеневич: «Под именем права в смысле субъективном понимается обусловленная объективным правом возможность осуществления интереса».112 Таким образом, взаимосвязь интереса и субъективного гражданского права предстает перед нами следующим образом: интерес, существуя за пределами субъективного гражданского права, является, с одной стороны, предпосылкой приобретения субъективного права, а с другой стороны, осуществление интереса есть цель субъективного права, то есть само существование субъективного права направлено на удовлетворение интереса управомоченного лица.
Иначе говоря, поскольку функциональная роль субъективного права в гражданском правоотношении заключается в том, что оно предоставляет субъекту средство реализации интереса, то соотношение субъективного права и интереса можно представить следующим образом.
Интерес, отражаясь в сознании, является целеобразующим, смыслополагающим фактором волевого поведения субъекта общественных

[Back]