Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 69]

69 I*' определение, предложенное В.Л.
Беловым: «Договор сингулярной сукцессии это двустороннее соглашение, в силу которого одна сторона (первоначальный кредитор, цедент) передает другой стороне (новому кредитору, цессионарию) право требования исполнения обязательства третьим лицом (должником, цессионаром), а цессионарий приобретает это право требования от цедента на условиях, не ухудшающих положения должника».
1 Известен принцип невозможности ухудшения правового положения должника и судебной практике.
Так, в постановлениях от 08.02.2000г.
№ 1066/99 и от 26.04.2002г.

7030/01 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, проверяя соответствие заключенных сделок цессии требованиям законодательства, указывал: «Договор уступки требования не содержит условий, запрещающих цессию или противоречащих нормам параграфа 1 главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Переход права не находился в неразрывной связи с личностью кредитора.
Условия осуществления прав нового кредитора не ухудшали положения должника по выполнению им своих обязательств...».

2 Такое положение вещей объясняется еще и тем обстоятельством, что на международном уровне принцип правовой защиты должника является одним из краеугольных камней правового регулирования уступки требования.
Так, раздел II Конвенции ООН «Об уступке дебиторской задолженности в международной торговле» специально посвящен правовому положению должника.
Более того, статья 15 Конвенции «Принцип защиты должника» в пункте 1 закрепляет правило, согласно которому уступка, совершенная без согласия должника, не затрагивает прав и обязательств должника, включая условия платежа, содержащиеся в первоначальном договоре з 1 Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.
127-128.
2 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 08.02.2000г.
N° 1066/99; Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.04.2002г.
N° 7030/01 // Справочная правовая система «Гарант».
3 Конвенция Организации Объединенных Наций от 12 декабря 2001 г.
«Об уступке дебиторской задолженности в международной торговле» // www.businesspravo.ru
[стр. 40]

Мейер Д.И.
Русское гражданское право.
С.
451.
150 Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право.
Книга первая: Общие положения: Изд.
2-е.
-М., 1999.
С.
465.
74 тором своего обязательственного права другому лицу.
Именно так и определяют сущность уступки права (цессии) практически все отечественные цивилисты, хотя конкретное содержание дефиниций несколько различается.
Проанализируем существующие определения цессии с тем, чтобы выделить основные сущностные черты этой сделки и дать наиболее полную, с нашей точки зрения, дефиницию уступки права.
М.В.
Кротов приводит следующую формулировку: «Цессия это соглашение между кредитором по обязательству, с одной стороны, и третьим лицом, с другой стороны, о передаче принадлежащего кредитору права.
Уступка права представляет собой сделку, правовым результатом которой является переход права требования от кредитора к третьему лицу».151 «Уступкой требования (цессией) называется соглашение между кредитором обязательства и новым лицом о передаче последнему права требования к должнику» определение А.И.
Масляева.152 В.В.
Почуйкин определяет уступку права следующим образом: «Уступка права требования (цессия) это сделка между первоначальным кредитором (цедентом) и новым кредитором (цессионарием), на основании которой к цессионарию переходит право требовать от должника совершить определенные действия или воздержаться от совершения действий в силу обязательства должника перед цедентом».
Эта дефиниция вполне логично подчеркивает направленность сделки уступки права на перемену лиц именно в обязательстве, поскольку очень близка к законодательному определению обязательства, закрепленному в ч.
1 ст.
307 ГК РФ, которое предполагает обязанность должника совершить в пользу кредитора определенное действие, либо воздержаться от определенного действия.
В.
А.
Белов характеризует уступку права требования, или «перемену ак151 См.: Гражданское право.
Том 1.
Учебник.
Изд.
Пятое / Под ред.
Сергеева АЛ., Толстого Ю.К.
М, 2000.
С.
525.
См.: Гражданское право.
Часть первая.: Учебник7 Под ред.
Калпина А.Г., Масляева А.И.
М., 1997, с.
368.
Почуйкин В.В.
Уступка права требования в гражданском праве.
С.
259.
75 тивного субъекта в обязательстве на основании договора», как «соглашение, в силу которого одна сторона (первоначальный кредитор, цедент) передает другой стороне (новому кредитору, цессионарию) право требования исполнения обязательства третьим лицом (должником, цессионаром), а цессионарий приобретает это право требования от цедента на условиях, не ухудшающих положение должника».
Такая формулировка заостряет внимание на двух основных моментах, которые непосредственно вытекают из анализа норм главы 24 ПС РФ.
Во-первых, это особое положение фигуры должника, которое, прежде всего, выражается в его отсутствии среди сторон сделки цессии он назван третьим лицом, что в полной мере соответствует ч.
2 ст.
382 ПС, в силу которой для перехода к другому лицу прав кредитора не требуется согласие должника, если иное не предусмотрено законом или договором.
Однако это не единственное соображение, благодаря которому мы считаем характеристику должника как «третьего лица» особо удачной.
Самостоятельную ценность представляет применение не просто термина «другое лицо», а именно «третье лицо».
Если их смысл в обыденном понимании одинаков, то юридическая их сущность значительно отличается.
Так, М.И.
Брагинский, анализируя различие этих терминов, указывает следующее: «другое лицо» любой участник оборота, не являющийся стороной в договоре.155 Например, закрепляя в ч.
1 ст.
621 ПС РФ абсолютный характер прав арендатора на продление срока аренды после его истечения, законодатель установил, что соответствующая сторона обладает таким правом преимущественно перед «другими лицами» то есть перед любым и каждым.
Поскольку в конкретных правоотношениях из

[стр.,41]

договора контрагенты вступают в различного рода связи с определенными субъектами из числа «других лиц», этих субъектов следует обозна154 Белов В.А.
Предмет договора сингулярной сукцессии (уступки требования) // Известия ВУЗов.
Правоведение.
2000.
№ 2.
С.
151.
155 Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право.
Книга первая: Общие положения.
С.
360.
76 чать более точно.
М.И.
Брагинский определяет их следующим образом: «Все они те, кто, не будучи его сторонами, своими действиями определенным образом воздействует на динамику правоотношения, в том числе договорного, именуются «третьими лицами».
Третье лицо — это тот, кто, не относясь к числу контрагентов, оказывается в юридически значимой связи с одним из них либо с обоими».156 Действительно, должник в цессионных отношениях, не являясь, по общему правилу, стороной сделки уступки права, реально оказывается в юридической СЕЯЗИ и с цедентом, и с цессионарием.
Так, например, должник, не уведомленный о состоявшейся уступке права, во-первых, вправе не исполнять обязательство новому кредитору (цессионарию) ч.
1 ст.
385 ПС РФ, а, с другой стороны, может и исполнить обязательство первоначальному кредитору (цеденту), причем такое исполнение будет считаться надлежащим.— ч.
3 ст.
382 ГК.
Характер взаимосвязи должника с обоими кредиторами новым и первоначальным проявляется также и в норме ст.
386 ГК РФ, которая наделяет его правом выдвигать против требования цессионария те возражения, которые он имел к против цедента к моменту получения уведомления о состоявшейся уступке права.
В этом заключается тождество ранее существовавшего и вновь возникшего в результате «перехода права» правоотношений.
Указанные обстоятельства подчеркивают юридическую емкость и логическую обоснованность определения фигуры должника в цессионных правоотношениях именно в качестве «третьего лица».
Такая характеристика, с одной стороны, выводит его из числа сторон договора уступки права, а с другой стороны, отображает его юридическую связь и с цедентом, и с цессионарием.
Возвращаясь к приведенному выше определению уступки права М.В.
Кротовым, согласно которому цессия это соглашение между кредитором по обязательству, с одной стороны, и третьим лицом, с другой стороны, о передаче принадлежащего кредитору права, в соответствии со сделанными нами выво156 Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право.
Книга первая: Общие положения.
С.
361.
77 дами можно заключить, что оно не отвечает требованиям юридической обоснованности и терминологии.
Неверно с правовой точки зрения называть цессионария «третьим лицом» уже лишь потому, что он является непосредственной стороной соглашения об уступке права.
Во-вторых, дефиниция уступки требования, предложенная В.А.
Беловым, выкристаллизовывает уже известный нам принцип, согласно которому положение должника после совершения сделки уступки права не должно ухудшаться по сравнению с его правовым положением в первоначальном обязательстве.
Свое отражение этот принцип нашел и в судебной практике.
Так, в постановлениях от 08.02.2000г.
№ 1066/99 и от 26.04.2002г.

7030/01 Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ, проверяя соответствие заключенных сделок цессии требованиям законодательства, указывал: «Договор уступки требования не содержит условий, запрещающих цессию или противоречащих нормам параграфа 1 главы 24 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Переход права не находился в неразрывной связи с личностью кредитора.
Условия осуществления прав нового кредитора не ухудшали положения должни-ка по выполнению им своих обязательств…».

Еще одно весьма интересное определение цессии мы находим у О.Г.
Ломидзе: «Под переходом обязательственного права по сделке гл.
24 ГК РФ подразумевает отчуждение (уступку) обязательственного права по сделке, прямо направленной на.
передачу (уступку) конкретного обязательственного права».158 При кажущейся неудачности приведенного определения в силу некоторой тавтологии, оно представляет определенную ценность, так как из его анализа можно сделать вывод, что отмеченное

[стр.,44]

В-первых, уступка права (цессия) всегда представляет собой сделку соглашение двух лиц первоначального кредитора и нового кредитора, направленное на передачу права требования к должнику по обязательству (прекращение субъективного права у первоначального кредитора и возникновение тожСм.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 09.10.
2001г.
№ 4215/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
2002.
№ 1.
С.
53-54.
165 См.: Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 декабря 2001 года № 8955/00 // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ.
2002.
№4.
С.
54-55.
82 дественного субъективного права у нового кредитора).
Во-вторых, сторонами сделки выступают первоначальный кредитор (цедент) и новый кредитор (цессионарий).
Должник по отношению к сторонам цессии выступает в качестве третьего лица, лица, которое, не относясь к числу контрагентов уступки права, оказывается в юридически значимой связи и с первоначальным, и с новым кредитором.
В-третьих, непосредственной правовой целью сделки цессии всегда является собственно передача (отчуждение) обязательственного права первоначальным кредитором (цедентом) новому кредитору (цессионарию).
В-четвертых, в результате совершения уступки требования положение должника по обязательству не должно ухудшаться.
Изложенные сущностные черты уступки права позволяют нам сформулировать определение цессии, максимально отражающее ее сущность и юридическое содержание.
Итак, уступка требования (цессия) представляет собой сделку, непосредственно направленную на отчуждение обязательственного права, заключаемую между первоначальным кредитором (цедентом) по обязательству и новым кредитором (цессионарием), в силу которой цедент передает цессионарию право требования исполнения обязательства третьим лицом (должником), а цессионарий приобретает это право требования от цедента на условиях, не ухудшающих положение должника.
Общая характеристика сделки цессии предполагает определение ее признаков по основаниям классификации, признанной в отечественной гражданско-правовой науке.
Иначе говоря, необходимо указать видовую принадлежность сделки одновременно по нескольким группам.166 При характеристике уступки требования мы будем опираться на так называемую дихотомию, предложенную М.И.
Брагинским, и предполагающую следующие критерии классификации: 166 Гражданское право.
Том 1.
Учебник.
Изд.
5-е / под ред.
Сергеева А.П., Толстого Ю.К.
С.
246.
83  распределение обязанностей между сторонами;   наличие встречного удовлетворения;   момент возникновения договора.167  Также нами будет применен еще один критерий классификации, вызывающий неоднозначное понимание со стороны цивилистов применительно к характеристике цессии, а именно:  значение основания совершения сделки для ее действительности.
Распределение обязанностей между сторонами.
По этому основанию все сделки подразделяются на односторонние, двусторонние и многосторонние.

[Back]