Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 71]

71 i* Таким образом, должника терминологически обоснованно в целях характеристики отношений сингулярного преемства на активной стороне обязательства называть «третьим лицом» 1 Таким образом, мы можем сформулировать следующее определение договора уступки требования: Договор уступки права требования (цессии) представляет собой сделку, непосредственно направленную на переход обязательственного права, в силу которой первоначальный кредитор по обязательству (цедент) передает свое право требования исполнения определенной обязанности третьим лицом (должником) новому кредитору (цессионарию), а новый кредитор принимает это право требования от первоначального кредитора на условиях, не ухудшающих правового положения должника.
Таким образом, сделка уступки права представляет собой двусторонний договор соглашение первоначального и нового кредиторов о передаче обязательственного права.
При этом следует отметить, что существует иная точка зрения, в соответствии с которой отстаивается возможность совершения цессии не только в виде договора, но и в виде односторонней сделки.2 Однако такая трактовка уступки требования, по нашему мнению, неправомерна, поскольку одностороннего заявления кредитора о том, что он уступает свое право какому-то лицу, недостаточно; требуется еще и желание этого лица, то есть цессионария, получить соответствующее требование к должнику.
В этой связи еще Б.Б.
Черепахин отмечал, что основным юридическим фактом уступки третребо зтребования.
Итак, совершение цессии прав требования в одностороннем порядке невозможно 1См.: Нариманов Э.Н.
Уступка требования (цессия).
С.
75-77.
2 Об этом см.: Ефимова Л.Г.
Перемена лиц в обязательстве (законодательство и практика его применения).
С.
9.
3 Черепахин Б.Б.
Правопреемство по советскому гражданскому праву.
С.
363.
[стр. 45]

Дореволюционные русские цивилисты проводили разграничение односторонних сделок от двухи многосторонних, руководствуясь лишь критерием воли.
Так, и у Г.Ф.
Шершеневича, и у В.И.
Синайского, односторонними называются такие сделки, для совершения которых достаточно изъявления воли хотя бы одного лица, тогда как для двусторонней сделки необходимо выражение I fifL воли двух лиц.
Современная же цивилистическая доктрина требует проведения более сложного анализа сделки с целью определения ее природы, введен второй, помимо воли, критерий у какого числа лиц возникают обязанности в результате совершения сделки.
По общему правилу, закрепленному в ч.
2 ст.
154 ПС РФ, односторонней считается сделка, для совершения которой в соответствии с законом, иными правовыми актами или соглашением сторон необходимо и достаточно выражения воли одной стороны.
В соответствии со ст.
155 ГК РФ такая сделка, соответственно, создает обязанности только для лица, ее совершившего.
И лишь 167 Брагинский М.И., Витрянский В.В.
Договорное право.
Книга первая: Общие положения.
С.
384.
См.: Шершеневич Г.Ф.
Курс гражданского права.
С.
152.; Синайский В.И.
Русское гражданское право.
С.
161.
84 в порядке исключения лишь в случаях, прямо указанных в законе или соглашении с третьими лицами, односторонняя сделка может создать обязанности для этих третьих лиц.
Права же в результате совершения односторонней сделки могут возникать как у лица, совершившего сделку, так и у третьих лиц, к 169 интересу которых сделка совершена.
Двусторонней же является такая сделка, для совершения которой необходимо наличие волеизъявления двух лиц, и которая, по общему правилу, порождает обязанности у обеих сторон.
Исходя из легального понятия уступки права, содержащегося в ч.
1 ст.
382 ГК РФ, а также из сформулированного нами ее определения, можно сделать вывод, что цессия всегда представляет собой двустороннюю сделку.
Для ее совершения необходимо волеизъявление не только первоначального кредитора, но и нового кредитора.
Одностороннего заявления кредитора о том, что он уступает свое право какому-то лицу, недостаточно; требуется
принятие этого предложения новым кредитором.170 Иначе говоря, одного желания цедента передать свое право из обязательства другому лицу недостаточно для признания сделки уступки требования заключенной.
Всегда необходимо еще и желание цессионария принять (получить) соответствующее требование к должнику.
Так, Б.Б.
Черепахин справедливо отмечал, что «основным юридическим фактом уступки требования (цессии) является договор между цедентом и приобретателем требования об уступке последнему определенного требования».171 Точно также сделку цессии к числу договоров (т.е.
сделок, совершаемых вы-ражением воли со стороны как минимум двух лиц) относит и В.А.
Белов.
Между тем, в строго определенных случаях сделка уступки требования может приобретать и трехсторонний характер.
Речь идет об установленном в п.
169 Гражданское право.
Том 1.
учебник.
Изд.
5-е / под ред.
Сергеева А.П., Тол стого Ю.К.
С.
247.
170 Советское гражданское право.
Т.
1 / Под ред.
проф.
Генкина Д.М.
М., 1950.
С.
409.
Черепахин Б.Б.
Правопреемство по советскому гражданскому праву.
С.
363.

172 Белов В.А.
Сингулярное правопреемство в обязательстве.
С.
113.
85

[Back]