Проверяемый текст
Нариманов, Эльдар Нариманович; Уступка требования (цессия) (Диссертация, 25 июня 2004)
[стр. 86]

86 Л Одним из основных требований, предъявляемых к предмету договора уступки, заключается в том, что это может быть лишь право, возникшее из гражданского обязательственного правоотношения.
Поэтому нельзя в силу закона заключить договор уступки требования в отношении права, возникшего из абсолютного правоотношения.
Так, например, О.М.
Свириденко специально указывает, что передача права собственности на имущество посредством договора цессии является ничтожной сделкой.1 Этот принцип нашел свое подтверждение и в судебной практике.
Так, в одном из ч дел между товариществом с ограниченной ответственностью оптоворозничной фирмой «Обувь» (далее ТОО ОРФ «Обувь») и ООО «ПКФ «Л.Г.
ОбувьТорг» был заключен договор от 18.10.2000, согласно условиям которого ООО ОРФ «Обувь» переуступило ООО ПКФ «Л.Г.
ОбувьТорг» право на владение, пользование и распоряжение нежилым помещением, а также на истребование указанного помещения из чужого незаконного владения.
Судом первой инстанции указанный договор от 18.10.2000 признал ничтожной сделкой по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Уступка требования влечет перемену лиц в обязательстве и возможна в том объеме и на тех условиях, которые существоали к моменту перехода права.
В данном случае, обязательственных прав в отношении спорного имущества на момент заключения договора ТОО ОРФ "Обувь" не имело, а следовательно, не могло переуступить их по договору уступки требования.
Не может быть переуступлено и право собственности на имущество, так как такое право может быть приобретено на основании сделки об отчуждении этого имущества (пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
Феде1 Свириденко О.М.
Цессия в арбитражной практике И Арбитражная практика.
Специальный выпуск.
Уступка права требования (практика рассмотрения дел в арбитражных судах).
2001.
С.
35.
[стр. 39]

Глава II.
Понятие и элементы уступки требования.
2.1.
Понятие и общая характеристика уступки требования.
Уступка требования, являющаяся частным случаем сингулярного правопреемства, получила свое законодательное закрепление в главе 24 ГК РФ, регулирующей перемену лиц в обязательстве.
Легальное определение уступки права можно вывести из анализа содержания ч.
1 ст.
382 ГК РФ, в соответствии с которой: «право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона».
Иной дефиниции цессии в гражданском законодательстве не содержится.
Таким образом, гражданское законодательство подразделяет переход обязательственных прав на: 1) переход (передачу) права по сделке и 2) переход (передачу) права на основании закона, причем название «уступка права» закреплено за первым случаем перехода.
Это деление отмечал еще Д.И.
Мейер следующим образом: «передача права по обязательству от верителя другому лицу происходит или по соглашению между ними, на основании договора, или независимо от соглашения».
4 Также у Д.И.
Мейера мы можем найти подтверждение того факта, что уступка права, или цессия, представляет собой именно переход права по сделке.
Так, он пишет: «чаще всего, однако же, передача права по обязательству происходит по соглашению о том между верителем и сторонним лицом, приобретающим право, так что основанием перехода права по обязательству служит сделка между этими лицами.
На юридическом языке Запада эта сделка называется обыкновенно цессией права… По-русски можно назвать ее сделкой об усМейер Д.И.
Русское гражданское право.
С.
451.
73 149 тупке права или просто уступкой права».
Заметим, что некоторые современные ученые недостаточно четко проводят разграничение между переходом права по сделке, который, как мы выяснили, и представляет собой цессию, или уступку права, и переходом права на основании закона.
Так, М.И.
Брагинский пишет: «Цессия выражается в передаче цедентом цессионарию определенного права в силу сделки или на основании за150 кона».
Термин «цессия», так же как и «уступка права», может быть применен исключительно к случаю перехода обязательственного права по сделке, и ни коим образом не характеризует переход обязательственного права на основании закона.
Гражданский кодекс специально выделяет основные случаи перехода прав кредитора по обязательству к новому лицу на основании закона в ст.
387.
Это универсальное правопреемство в правах кредитора; решение суда о переводе прав кредитора на другое лицо, когда возможность такого перевода предусмотрена законом (например, норма ч.
3 ст.
250 ГК РФ прямо предусматривает возможность участника долевой собственности обратиться в суд с иском о переводе на него прав и обязанностей покупателя к другому собственнику, продавшему свою долю третьему лицу — покупателю без соблюдения требований о преимущественном праве ее покупки); исполнение обязательства должника его поручителем или залогодателем, не являющимся должником по этому обязательству; суброгация страховщику прав кредитора к должнику, ответственному за наступление страхового случая.
Представленный перечень случаев перехода обязательственных прав кредитора на основании закона далеко не исчерпывающий, на что прямо указывает ст.
387 ГК РФ.
Итак, в самом общем плане уступку права, или цессию, можно представить как сделку, юридическим содержанием которой является передача креди

[стр.,46]

2 ст.
388 ГК правиле, согласно которому не допускается без согласия должника уступка требования по обязательству, в котором личность кредитора имеет существенное значение для должника.
В этом случае юридический состав за-ключения договора цессии осложняется помимо достижения соглашения цедента с цессионарием еще и согласием должника.
Такое осложнение состава позволяет М.В.
Кротову рассматривать уступку в качестве трехсторонней сделки.173 Мы считаем, что с таким мнением следует согласиться, поскольку согласие должника, во-первых, является необходимым юридическим фактом для заключения уступки в рассматриваемом случае, а во-вторых, это согласие невозможно в силу действия принципа равенства участников гражданского оборота рассматривать в качестве некоей санкции, одобрения действий цедента и цессионария.
Таким образом, уступка требования, по общему правилу — сделка двусторонняя.
Исключение составляет лишь тот случай, когда личность кредитора имеет существенное значение для должника.
Поскольку в этой ситуации юридический состав совершения цессии осложняется в силу закона получением согласия должника, сделка уступки требования становится трехсторонней.
Значение основания совершения сделки для ее действительности.
По значению основания сделки для ее действительности различают каузальные (от лат.
causa — причина) и абстрактные.174 В.М.
Хвостов следующим образом проводил деление сделок на абстрактные и каузальные: «если для действительности каузальной сделки необходимы наличность и осуществление той цели, для которой она совершается, то абстрактные сделки сохраняют силу и производят свое действие даже в том случае, если цель, для которой они заКротов М.В.
О некоторых проблемах перемены лиц в обязательстве // Очерки по торговому праву / Под ред.
Крашенинникова Е.А.
Выпуск 6.
Ярославль, 1999.
174 Гражданское право.
Том 1.
учебник.
Изд.
5-е / под ред.
Сергеева А.П., Толстого Ю.К.
С.
248.
86 ключены, не будет достигнута».175 Практическое же значение различия между сделками абстрактными и каузальными точнее всего истолковано у Г.Ф.
Шершеневича, который сводил его «к тому, что отсутствие обстоятельства, составляющего основание обоснованного договора, поражает силу последнего, тогда как при абстрактном договоре неосуществление ожидаемого обстоятельства, которое имелось в виду той или другой стороной при установлении обязательства, не имеет никакого влияния на силу договора».176 Поскольку из анализа норм главы 24 ПС ясно не следует ни абстрактный, ни каузальный характер цессии, единообразного отнесения цессии к тому или иному виду не существует и в теории российской цивилистической науки.
Это обстоятельство отмечает, например, А.В.
Габов: «статья 382 ГК лаконично указывает, что право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования) или перейти к другому лицу на основании закона.
Однако какой характер носит эта сделка, и идет ли речь о сделке по уступке требования или о сделке, служащей основанием для уступки неясно».177 Одни авторы считают, что уступка права абстрактная сделка178, другие же полагают считать ее 1 “70 сделкой каузальной.
Так, например, М.И.
Брагинский пишет, что, поскольку Хвостов В.М.
Система римского права.
С.
173.
1 Hf\ Шершеневич Г.Ф.
Учебник русского гражданского права.
По изд.
1907г.
С.
310.
177 Габов А.В.
Некоторые проблемные вопросы уступки права // Хозяйство и право.
1999.
№ 3.
С.
48.

[Back]