Проверяемый текст
Чередник, Людмила Леонидовна; Демократические реформы в России: исторический опыт, современные тенденции и перспективы (Диссертация 2006)
[стр. 71]

71 Выход правовой жизни на передние рубежи гражданского общества далеко не случаен и объясняется, прежде всего, тем, что она гарантирует законные личные, государственные и общественные интересы субъектов гражданского общества.
Выступает основанием для того, чтобы «спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой мнимый долг, протестовать против нарушения своих имущественных прав и т.д.».84
В плане настоящего исследования важно то, что становление и функционирование гражданского общества связано с определенным уровнем цивилизованности и обусловлено повышением роли права в повседневной жизни85 как критерия степени демократического развития.
Оценивая роль права в гражданском обществе, Н.И.
Матузов указывает, что «право, особенно частное (неполитическое), регулирующее, прежде всего, рыночные отношения, играет в нем ключевую роль..., гражданское общество функционирует на прочном фундаменте права, законов, нормативно организационного порядка, где для всех созданы равные условия и равные «правила игры», где обеспечена надежная социальная и юридическая защищенность личности, соблюдаются права человека».86
Анализ тражданской жизни в развитых демократических государствах показывает, что она основана на взаимодействии не только внутри общества, но и с государством.
В связи с этим гражданское общество представляет собой государственно-организованное общество, в основе которого права и обязанности человека высоко почи таются правом.
Роль государства сводится к созданию нормативных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных образований граждан.
Это означает, что современное гражданское общество выступает сложным органическим
54Там же.
85 Гражданское общество в истории политической мысли Европы (от античности ло первой трети XDC в.) И Международимй исторический журнал.
—2000.
№ 10.
Мачузов Н.И.
Актуальные проблемы теории права.
Саратов, 2003.
С.
385.
[стр. 102]

Государство и его правовая составляющая являются непременным условием формирования и функционирования гражданского общества.
Во многом это связано с тем, что правом закрепляются основы общественных отношений, так как правовые нормы регулируют социально значимые и наиболее важные образцы поведения, являющиеся конститутивными для конкретного общества, Действуя в правовом поле и руководствуясь нормами права, ориентированные на достижение свободы и справедливости, государство и гражданское общество взаимодействуют между собой, предопределяя жизнь и судьбу друг друга.
Говоря о категории «правовая жизнь», следует отметить существование множества разновидностей содержания этого понятия, предлагаемых исследователями.
Самое общее представление сводится к тому, что к правовой жизни относят некоторые правила, устанавливающие границы того или иного поведения, за которыми действую функции государства, основанные на общесоциальных или классовых интересах.
Наиболее полно, на наш взгляд, рассматриваемое понятие характеризует следующее определение: «Правовая жизнь форма социальной жизни, выражающаяся преимущественно в правовых актах и правоотношениях, характеризующая специфику и уровень правового развития данного общества, отношение субъектов к праву и степень удовлетворения их интересов» [4].
Выход правовой жизни на передние рубежи гражданского общества далеко не случаен и объясняется, прежде всего, тем, что она гарантирует законные личные, государственные и общественные интересы субъектов гражданского общества.
Выступает основанием для того, чтобы «спорить о праве и бесправии, возмущаться произволом, апеллировать к суду, настаивать на своих правах политической свободы, отрицать по праву свой мнимый долг, протестовать против нарушения своих имущественных прав и т.д.»
[5].
В плане настоящего исследования важно то, что становление и функционирование гражданского общества связано с определенным уровнем цивилизованности и обусловлено повышением роли права в повседневной
102

[стр.,103]

жизни [6] как критерия степени демократического развития.
Оценивая роль права в гражданском обществе, Н.И.
Матузова указывает, что «право, особенно частное (неполитическое), регулирующее, прежде всего, рыночные отношения, играет в нем ключевую роль..., гражданское общество функционирует на прочном фундаменте права, законов, нормативно организационного порядка, где для всех созданы равные условия и равные «правила игры», где обеспечена надежная социальная и юридическая защищенность личности, соблюдаются права человека»
[7].
Анализ гражданской жизни в развитых демократических государствах показывает, что она основана на взаимодействии не только внутри общества, но и с государством.
В связи с этим гражданское общество представляет собой государственно-организованное общество, в основе которого права и обязанности человека высоко почитаются правом.
Роль государства сводится к созданию нормативных условий для беспрепятственной деятельности индивидуальных и коллективных образований граждан.
Это означает, что современное гражданское общество выступает сложным органическим
системным явлением.
Специфика состоит в том, что, с одной стороны, система по отношению к своим элементам играет определяющую роль, направляет их деятельность в соответствии с установленными для этой системы целями, с другой стороны, элементы в определенных пределах обладают относительной самостоятельностью и могут оказывать влияние в целом на всю систему.
Благодаря устойчивости и эффективности отмеченной связи, гражданское общество может выступать как определенный механизм.
Общность правовой жизни и гражданского общества определяется единством целей.
Рассматривая гражданское общество как стихийную, неуправляемую сферу, где все друг для друга враги, мыслители прошлого не учитывали этого момента.
Такое представление возникает в ситуации, когда принудительная сила права используется в узкоклассовых интересах и обращается против личности, ограничивая и ущемляя её свободу, то есть, когда цели гражданского общества противопоставляются целям правовой 103

[Back]