Проверяемый текст
Чередник, Людмила Леонидовна; Демократические реформы в России: исторический опыт, современные тенденции и перспективы (Диссертация 2006)
[стр. 80]

8 0 построена правовая жизнь, гем скорее можно достигнуть гражданского общества.
Основываясь на существующих представлениях о гражданском обществе, можно сделать вывод, что ведущее место в системе его принципов должно занимать реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, так как «без прав человека нет демократии, не будет
1ражданского согласия».9' В современном мире только подлинное обеспечение прав и свобод человека и гражданина способно установить справедливый баланс интересов частного и коллективного, личности и общества, общества и государства.
Именно это положение не учитывалось во время развернутого социалистического строительства и намеченного перехода к коммунизму, что послужило основанием для роста оппозиционных настроений в массах в 1950-е 1960-е годы.98
Руководство того периода ощущало себя народными вождями «в архаичном значении этого слова..., носителем высших социалистических ценностей»,99 а реальный спрос потребителей удовлетворялся в стране лишь на 40-50%, более 8 млн.
человек получали зарплату ниже прожиточного уровня.1
0 0 Исторический опыт свидетельствует о том, что гражданское общество немыслимо без экономической свободы.
Базой для реализации этой свободы выступает право частной собственности, которая в свою очередь позволяет гражданину быть относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей и интересов, желаний и устремлений, быть относительно свободным при выборе места жительства, работы, в поддержании достойного уровня человеческой жизни и благосостояния.
Гражданское общество не реально также без свободы мысли и слова, так как «право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является
911Голитика.
Власть.
Право/ Пол род.
С.Л.Комарова.
СПб., 1999.
Л'й2.
С.
4.
93 Давыдов С.Г.
Инакомыслие в СССР в 50-х первой половине 60-х годов // Дис.
...
канд.
ист.
наук.
М-, 1996.-С.
180.
9 ? Лейбович OJ1.
Реформы 1953-196*1 гг.
в контексте отечественной модернизации // Д ис....
докт.
ист.
наук.
Пермь, 1995.
С.
222.
100 Мериалоп В.С.
Политика крутого подъема сельского хозяйства в СССР // Конференция института по изучению СССР.
Мюнхен, 1955.
С.
14.
[стр. 111]

Ill обратное действие политического движения, которое оно само создало и которое обладает относительной самостоятельностью» [23].
Проблема соотношения гражданского общества и права может и должна рассматриваться не только в общетеоретическом, но и в сугубо практическом плане, применительно к достижению конкретной цели, решению какого-либо социально значимого вопроса, что особенно актуально сегодня.
Однако, по нашему мнению, необходимо учитывать, что взаимодействие государства и общества в рассматриваемой сфере должно относиться не только к политике и экономике.
Кроме того, повышению его качества будет способствовать учет исторических условий, которые определяют допустимые пределы мирного сосуществования государства и общества в области права.
Общность государственных и общественных интересов не может быть временной, но разделение полномочий достаточно динамичное явление, «от страны к стране оно разное, и это всегда предмет борьбы между правом и гражданским обществом» [24].
Исторический опыт свидетельствует со всей очевидностью о том, что в мире нет общего представления об уровне развития правовой жизни, соответствующем гражданскому обществу.
Вместе с этим следует остановиться на некоторых основных принципах развития правовой жизни, без которых немыслимо существование гражданского общества.
Их четкое определение позволит направлять деятельность органов государственной власти на построение такого общества.
Напротив, размытость этих принципов затормозит его развитие.
Таким образом, чем лучше будут разработаны принципы, на основе которых должна быть построена правовая жизнь, тем скорее можно достигнуть гражданского общества.
Основываясь на существующих представлениях о гражданском обществе, можно сделать вывод, что ведущее место в системе его принципов должно занимать реальное обеспечение прав и свобод человека и гражданина, так как «без прав человека нет демократии, не будет
гражданского согласия» [25].
В современном мире только подлинное обеспечение прав и свобод человека и


[стр.,112]

гражданина способно установить справедливый баланс интересов частного и коллективного, личности и общества, общества и государства.
Именно это положение не учитывалось во время развернутого социалистического строительства и намеченного перехода к коммунизму, что послужило основанием для роста оппозиционных настроений в массах в 1950-е 1960-е годы
[26].
Руководство того периода ощущало себя народными вождями «в архаичном значении этого слова..., носителем высших социалистических ценностей»
[27], а реальный спрос потребителей удовлетворялся в стране лишь на 40-50%, более 8 млн.
человек получали зарплату ниже прожиточного уровня
[28].
Исторический опыт свидетельствует о том, что гражданское общество немыслимо без экономической свободы.
Базой для реализации этой свободы выступает право частной собственности, которая в свою очередь позволяет гражданину быть относительно независимым от других людей в удовлетворении своих потребностей и интересов, желаний и устремлений, быть относительно свободным при выборе места жительства, работы, в поддержании достойного уровня человеческой жизни и благосостояния.
Гражданское общество не реально также без свободы мысли и слова, так как «право иметь свои собственные мысли, убеждения, мнения является
неотъемлемым для каждой свободной личности.
Идеологическое многообразие, выступающее одной из незыблемых основ гражданского общества, предполагает наличие множества мнений, т.е.
различных взглядов, суждений на события общественной жизни, которые имеют равное право на существование» [29].
Соблюдение этого принципа создает условия для свободного и полного использования гражданами всех источников информации.
Их отсутствие побуждает общество выходить за пределы существующей демократии, как это и случилось во второй половине 1950-х годов, когда в молодежной среде появилось множество нелегальных газет и журналов, а самиздат стал единственным средством выражения взглядов и постижения «истинно демократических условий жизни» [30].
112

[Back]