Проверяемый текст
Виталий Алексеевич Михайлюк. Феномен коррупции в исследовательской парадигме социологии культуры // Известия Сочинского государственного университета. 2015. № 3-1 (36)
[стр. 30]

Таким образом, возможно утверждать, что коррупция не только является фактором, деградирующим ментальность, но и детерминантой кризиса общественного правосознания.
При этом в значительной степени она оказывает негативное влияние на процессы социализации
индивидов, проходящих аккультурацию в условиях аномии.
Объективные процессы, проходящие в период трансформации общества, перехода к рыночной экономике генерируют рассогласование культуры и социальной структуры.
Обобщая различные интерпретации определений культуры,
мы говорим о ней, прежде всего, как о совокупности смыслов и значений, которыми люди руководствуются в своей жизни.
Как отмечалось ранее, принятые индивидом и обществом культурные значения опосредуют всю социальную деятельность человека, наделяя её определенным смыслом.

Только опираясь на принятые культурные значения, акторспособен
взаимодействовать со средой, приспосабливаться к ней и создавать новую социальную реальность.
Однако, то, в чём
людям видится смысл своих действий, те принципы и нормы, которым они отдают предпочтение, нельзя рассматривать как нейтральную («беспомощную») среду, в которой действуют внешние силы, жёстко определяя её логику развития.
Напротив, социальная реальность является продуктом взаимных интерпретаций, оценок и договорённостей между отдельными людьми.
Социальная организация (организация социальных действий и взаимодействий) устанавливается в зависимости от того, как люди понимают смысл таких связей, какой тип взаимодействий они предпочитают
[66, с.
136].
Таким образом, следует отметить, что под социальным аспектом общества подразумевается сам основной процесс взаимодействий между индивидами, в ходе которого используются и складываются главные значения и смыслы.
[стр. 3]

Известия Сочинского государственного университета.
2015.
№ 3-1 (36) 34 Традиционно принято считать, что главным стимулом к коррупции является возможность получения экономической прибыли (ренты), связанной с использованием властных полномочий, а главным сдерживающим фактором — риск разоблачения и наказания.
На наш взгляд, если первая часть данного утверждения достаточно объективно раскрывает мотивацию действий, то вторая оставляет открытое поле для дискуссий.
Несовершенство и ограниченность возможностей, предоставляемых внутренним и внешним надзором, отсутствие положительной динамики в борьбе с коррупцией убедительно подтверждают это.
Таким образом, коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий дискреционной властью – властью над распределением каких-либо не принадлежащих ему ресурсов по своему усмотрению.
В отсутствие у кого-либо дискреционной власти, коррупция была бы невозможна [7].
Используя генерализирующий метод научного анализа, в целях определения повторяющихся типичных элементов, следует отметить, что, что детальное рассмотрение явления коррупции как регулярных самовозобновляющихся интеракций, возможно при определении в качестве инварианта единичного социального действия, совершаемого двумя акторами.
Одновременному пониманию устойчивости коррупционных интеракций и конфликта, вызванного несовместимостью целей, способствует рассмотрение модели определенного социального взаимодействия (например, дача и получение взятки).
Взятка является разновидностью коррупции, при которой действия должностного лица заключаются в оказании каких-либо услуг физическому или юридическому лицу в обмен на предоставление последним определённой выгоды первому.
В большинстве случаев, если дача взятки не является следствием вымогательства, основную выгоду от сделки получает взяткодатель [8].
Как видно, из рассмотренных ранее ограничений направленности и содержания социальных отношений, в том числе, свободы выбора индивидом поведенческих норм, в условиях аномичности общества, поливариативности ценностных ориентаций, основопологающим в социокультурном сдерживании может быть только внутренняя интенция актора.
Стереотипы реакции индивида на происходящие социальные процессы и выбор модели поведения формируются в социокультурной среде.
В данном контексте, нельзя не согласиться с научным заключением Э.
Шилза о том, что необходимо попытаться определить, в какой социокультурной среде сформировался этот человек, какие стандарты поведения в ней приняты, на какой почве возник конфликт [9].
Именно эти факторы лежат в основе социализации индивида и развития его ментальности, как устойчивой, логически прослеживаемой специфической определённости восприятия, в том числе, оценки мира и практической деятельности в нём.
К.
Манхейм, как и, в свою очередь, К.
Маркс, был убежден, что человеческое мышление, порождающее те или иные идеи, всегда укоренено в конкретных исторических, социальных условиях и определяется этими условиями.
Мышление человека обусловлено его социальным положением, групповой принадлежностью, особенностями образа жизни и судьбы его группы.
Манхейм писал: «Мыслят не люди как таковые и не изолированные индивиды осуществляют процесс мышления, мыслят люди в определенных группах, которые разработали специфический стиль мышления в ходе бесконечного ряда реакций на типичные ситуации, характеризующие общую для них позицию» [10].
Тем самым, мы вправе утверждать, что коррупция не только является фактором, деградирующим ментальность, но и детерминантой кризиса общественного правосознания.
При этом, в значительной степени, она оказывает негативное влияние на процессы социализации
несовершеннолетних, проходящих аккультурацию в условиях аномии.
Объективные процессы, проходящие в период трансформации общества, перехода к рыночной экономике генерируют рассогласование культуры и социальной структуры.
Обобщая различные интерпретации определений культуры,
ее следует, прежде всего, рассматривать как совокупность смыслов и значений, которыми члены общества руководствуются в своей жизни.
Как отмечалось ранее, принятые индивидом и обществом культурные значения опосредуют всю социальную деятельность человека, наделяя её определенным смыслом.


[стр.,4]

Известия Сочинского государственного университета.
2015.
№ 3-1 (36) 35 Только опираясь на принятые культурные значения, актор способен эффективно взаимодействовать со средой, приспосабливаться к ней и воспроизводить новую социальную реальность.
Однако, то, в чём
индивиды видят смысл своих действий, те принципы и нормы, которым они отдают предпочтение, нельзя рассматривать как нейтральную («беспомощную») среду, в которой действуют внешние силы, жёстко определяя её логику развития.
Напротив, социальная реальность является продуктом взаимных интерпретаций, оценок и договорённостей между отдельными людьми.
Социальная организация (организация социальных действий и взаимодействий) устанавливается в зависимости от того, как люди понимают смысл таких связей, какой тип взаимодействий они предпочитают
[11].
Таким образом, под социальным аспектом общества подразумевается сам процесс взаимодействий между людьми, в ходе которого используются и складываются значения и смыслы.
Исходя из вышесказанного, следует отметить, что только с позиции социологии культуры обнаруживается возможность, исследуя взаимовлияние смысловой сферы человеческого существования и сферы социального взаимодействия, понять весь спектр детерминации поведения индивида от склонности к совершению коррупционных действий до интенции отказа от них.
Для объективной оценки ситуации важно использовать также научные выводы, полученные в рамках исследований социологии риска такими учёными, как У.
Бек, А.
Вильдавски, Э.
Гидденс, М.
Дуглас, Н.
Луман, Ю.
Роза, К.
Феофанов, О.
Яницкий и др.
Результаты.
Обобщая теоретические заключения исследователей, возможно говорить о том, что в российском обществе существует угроза постепенной трансформации в общество всеобщего риска.
Так, оценивая состояние коррупции, мы можем говорить о наличии экстерриториального характера данного риска, его устойчивом воспроизводстве вне зависимости от оказываемых мер противодействия, широком социальном распространении, поливариативности форм проявлений и сфер деятельности, взаимодействия, хабитуализации деструктивных норм.
Какими бы ни были виды коррупционных проявлений, вне зависимости от сферы их существования, будь то взаимодействие рядовых граждан и чиновников, власти и бизнеса, в основании этих интеракций стоит индивид, принадлежащий к определённому социальному слою, придерживающийся собственных культурных значений, оценивающий ситуацию, предусматривающий последствия, желающий наступления результатов, осуществляющий выбор действий, принимающий решение по их осуществлению и т.д.
Заключение.
Подводя итоги проведённого краткого анализа явления коррупции с позиции интегративных и общесоциологических знаний, считаем целесообразным рассматривать «культурные» и «социальные» аспекты развития общества, продуцирующие деструктивные значения, именно в призме социологии культуры, синтезирующей имеющиеся подходы к изучению феномена коррупции в современной исследовательской парадигме.
Примечания: 1.
Дюркгейм Э.
О разделении общественного труда.
Метод социологии.
М., 1991, С.
395, 398-399, 492.
2.
Ионин Л.Г.
Социология культуры: путь в новое тысячелетие.
3-е издание, М., Логос., 2000, С.
11.
3.
Бергер П., Лукман Т.
Социальное конструирование реальности.
М., 1995.
С.
153-154, 301.
4.
Словарь юридических терминов.
М., 2000.
С.
121.
http://dic.academic.ru/ dic.nsf/lower/15689 5.
Аверьянов М.В.
Методологические подходы в исследовании коррупции: социокультурный аспект.
Вестник АГУ.
Майкоп, 2011.
6.
Вебер М.
Избранные произведения.
М.: Прогресс, 1990.
С.
58, 82, 389, 602-603, 611, 628, 629.
7.
Роуз-Аккерман С.
Коррупция и государство.
Причины, следствия, реформы / Пер.
с англ.
О.
А.
Алякринского.
М.:Логос, 2003.

[Back]