Проверяемый текст
Горшков, Вячеслав Григорьевич. Стратегия диверсификации предприятия в новых экономических условиях : На примере предприятий ОПК машиностроительного профиля (Диссертация 2001)
[стр. 71]

постоянных внешних клиентов.
• У бизнес-единицы должен быть четко определенный круг конкурентов, которых она стремится догнать или превзойти.
• Она должна иметь возможность распоряжаться собственной судьбой.
Это
означает, что бизнес-единица обладает правами самостоятельно решать, что производить и как, когда выходить на рынок, самостоятельно организовывать материально-техническое снабжение.
Однако это не означает, что
бизнес-единица не может пользоваться некоторыми ресурсами или услугами совместно с другими бизнес-единицами (это могут быть совместные НИОКР, маркетинг, услуги других общекорпоративных служб, общие производственные мощности и т.д.), главное, что они имеют право выбора.
• Деятельность бизнес-единицы должна четко оцениваться в терминах прибылей и убытков.
В идеале стратегические бизнес-единицы были призваны стать центральным звеном планирования и реализации стратегических программ на соответствующих рынках (сегментах рынка), а сами гиганты-предприятия
пройти процесс разукрупнения путем создания структур холдингового типа на базе самостоятельных бизнес-единиц, объединенных единой корпоративной целью.
Этот путь повышения эффективности работы крупных диверсифицированных
предприятий предполагает, что теоретически бизнес-единицы должны быть наделены всеми необходимыми для реализации стратегии ресурсами.
Однако реализовать на практике концепцию стратегических бизнесединиц и соответствующих им стратегических зон
хозяйствования довольно трудно по ряду причин.
Поэтому отечественная практика реструктуризации крупных
строительных предприятий имеет больше отрицательных результатов, чем положительных.
По мнению автора, причины этого кроются в несовершенных подходах, которые закладываются в основу реструктуризации и выделения
бизнес71
[стр. 70]

70 ко десятков независимых, автономных бизнес-единиц, которые могли действовать как отдельные изолированные друг от друга хозяйственные организации.
Методическим руководством при такой реорганизации послужили следующие принципы выделения полноценных СБЕ [71, с.
60]: ■ • Стратегическая бизнес-единица должна обслуживать внешний рынок, а нс смежные производства компании, то есть должна иметь постоянных внешних клиентов.
• У бизнес-единицы должен быть четко определенный кру г конку рентов, которых она стремится догнать или превзойти.
• Она должна иметь возможность распоряжаться собственной судьбой.
Это
1 означает, что бизнес-единица обладает правами самостоятельно решать.
что производить и как, когда выходить на рынок, самостоятельно организовывать материально-техническое снабжение.
Однако это не означает, что
> бизнес-единица не может пользоваться некоторыми ресурсами или услугами совместно с другими бизнес-единицами (это могут быть совместные НИОКР, маркетинг, услуги других общекорпоративных служб, общие производственные мощности и т.д.), главное, что они имеют право выбора.
• Деятельность бизнес-единицы должна четко оцениваться в терминах прибылей и убытков.
В идеале стратегические бизнес-единицы были призваны стать центральным звеном планирования и реализации стратегических программ на соответствующих рынках (сегментах рынка), а сами гиганты
промышленности пройти процесс разукрупнения путем создания структур холдингового типа на базе самостоятельных бизнес-единиц, объединенных единой корпоративной целью.
Этот путь повышения эффективности работы крупных диверсифицированных
компаний предполагает, что теоретически бизнес-единицы должны быть наделены всеми необходимыми для реализации стратегии ресурсами.
Однако реализовать на практике концепцию стратегических бизнес-единиц и соответствующих им стратегических зон
хозяйет

[стр.,71]

71 вования довольно трудно по ряду причин.
Поэтому отечественная практика реструктуризации крупных
промышленных предприятий имеет больше отрицательных результатов, чем положительных.
По мнению автора, причины этого кроются в несовершенных подходах, которые закладываются в основу реструктуризации и выделения
бизнес-единиц на российских предприятиях, которые при правильной схеме не всегда увязывают интересы бизнес-единиц с интересами компании в целом.
Во-первых, достаточно сложен процесс выделения бизнес-единиц.
Технологическая структура любого крупного предприятия в СССР складывалась в условиях планово-централизованной экономики и соответственно не была приспособлена к It рыночному управлению.
Поэтому в ходе приватизации многие предприятия превратились в множество малосвязанных и даже совсем не связанных производств и территорий, если не была проведена реструктуризация производства.
Для реализации на практике перечисленных выше принципов выделения бизнес-единиц в российских условиях, как правило, необходимы структурно-технологические преобразования предприятия с целью выделения предметно-замкнутых производств.
Только такие производства могут иметь конечный продукт, реализуемый на рынке, а не внутри компании, который является основным источником дохода стратегической бизнес-единицы.
Наши попытки создания бизнес-единиц на базе обслуживающих материнскую & компанию цехов и производств оказались неудачными, в том числе по причине двойного налогообложения, и тем самым подтвердили важность первого критерия выделения бизнес-единиц: наличие рыночного сегмента, который обслуживает данная СБЕ.
Сложным является вопрос о количестве бизнес-единиц на предприятии, точнее о соотношении СБЕ и СЗХ.
Естественно, что не может быть однозначного соответствия СБЕ и СЗХ, то есть одна бизнес-единица может обслуживать несколько стратегических зон хозяйствования, но вопрос о разумном количестве управляемых зон хозяйствования остается открытым.

[Back]