Проверяемый текст
Саляхова Гульнара Илдаровна. Педагогическое стимулирование процесса развития социальной компетенции студентов вуза средствами межпредметной интеграции (Диссертация 2011)
[стр. 113]

113 В значительной степени этому способствовали ролевые и деловые игры, в ходе которых студенты: выступали в конкретных социальных ролях; вырабатывали цепочку решений; подходили к результату, целью которого является нахождение правильного решения вопроса в ситуации, наиболее распространенной в реальной жизни.
Все это
помогало студентам адаптироваться в окружающем социуме.
Таким образом, педагог
пытался через деловые, социальные игры стимулировать приобретение опыта общения в различных социальных ролях.
При подготовке к ролевой игре учитывались следующие ее признаки: 1.
Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.
2.
Роли, выбираемые студентами, должны в наибольшей степени соответствовать данной ситуации.
3.
Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.
4.
Наличие общей цели у всего коллектива.
5.
Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого участника.
6.
Наличие системы группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры.
Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.
7.
Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Создание доброжелательной атмосферы.
Ролевая игра формировала у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.
Она
ориентировала их на планирование собственного речевого поведения и
[стр. 102]

выработать групповое решение, т.е.
воспитываются такие важные человеческие качества, как толерантность, уважение к чужой точке зрения, взаимоотношения между студентами становятся теплее и человечнее.
Итак, групповое взаимодействие на занятии по иностранному языку -это: реализация принципа активности в обучении, который был и остается основным в дидактике, т.к.
групповая работа характеризуется высоким уровнем познавательной и коммуникативной мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью; один из факторов развивающего обучения, центрированного на личности, цель которого формирование творческой личности, способной получать новые знания через сотрудничество с другими членами группы; интерактивная форма обучения, которая активизирует мыслительную деятельность обучаемых, поддерживает внимание студентов на уроке, развивает их речевую инициативу, обеспечивая постоянное речевое взаимодействие учащихся друг с другом, взаимное обогащение.
Групповая работа помогает преподавателю иностранного языка создать на занятии “языковую среду”, т.е.
условия, приближающиеся к тем, в которых люди беседуют на иностранном языке в естественной обстановке.
В значительной степени этому
способствуют ролевые и деловые игры, в ходе которых студенты: выступают в конкретных социальных ролях, вырабатывают цепочку решений, подходят к результату, целью которого является в нахождении правильного решения на определенный социальный вопрос в ситуации наиболее распространенной в реальной жизни.
Все это
помогает студентам адаптироваться в окружающем социуме.
Таким образом, педагог
пытается через деловые, социальные игры стимулировать приобретение опыта общения в различных социальных ролях.
102

[стр.,103]

Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения.
Основой взаимодействия личности с социальной средой является участие в деятельности.
На занятиях студенты участвуют в учебной деятельности.
Ролевые и деловые игры, применяемые на занятиях, позволяют моделировать различные виды деятельности, знакомят студентов с поведенческими штампами, приучают их в выполнению личностно-социальной роли.
При подготовке к ролевой игре всегда учитываются следующие ее признаки: 1.
Ситуация должна быть наиболее приближенной к жизни.
2.
Роли, выбираемые студентами должны в наибольшей степени соответствовать данной ситуации.
3.
Участники ролевой игры не должны действовать индивидуально, а только коллективно, реплики одного должны вызывать ответную реакцию другого, а за реакцией следует действие партнера.
4.
Наличие общей цели у всего коллектива.
5.
Участники игры приходят к собственному решению, подсказанному ситуацией и наклонностями самого участника/ 6.
Наличие системы группового и индивидуального оценивания деятельности участников игры.
Каждый участник игры в зависимости от выполнения заданной ролью задачи оценивается либо экспертом из числа самих участников, либо преподавателем.
7.
Наличие управляемого эмоционального напряжения.

Создания доброжелательной атмосферы.
Ролевая игра есть одна из форм организации речевой ситуации, используемой в учебных целях.
В основе ролевой игры лежит организованное речевое общение студентов в соответствии с распределенными между ними ролями и игровым сюжетом.
103

[стр.,104]

Ролевая игра строится на межличностных отношениях, которые реализуются в процессе общения.
Являясь моделью межличностного общения, ролевая игра вызывает потребность в общении на иностранном языке.
Трудно переоценить воспитательное значение ролевой игры, ее всестороннее влияние на обучаемого.
Игра помогает сплотить коллектив, способствует самоутверждению каждого в коллективе.
В ролевых играх воспитывается сознательная дисциплина, трудолюбие, взаимопомощь, активность, готовность включаться в разные виды деятельности, самостоятельность, умение отстоять свою точку зрения, проявить инициативу, найти оптимальное решение в определенных условиях.
Ролевая игра формирует у студентов способность сыграть роль другого человека, увидеть себя с позиции партнера по общению.
Она
ориентирует их на планирование собственного речевого поведения и поведения собеседника, развивает умение контролировать свои поступки, давать объективную оценку поступкам других.
В структуре ролевой игры принято выделять следующие компоненты: роли, исходная ситуация, ролевые действия.
Первый компонент роли.
Роли, которые выполняют студенты на занятиях, могут быть социальными и межличностными.
Первые обусловлены местом индивида в системе объективных социальных отношений (профессиональные, социально-демографические), вторые определяются местом индивида в системе межличностных отношений (лидер, друг, соперник и др.).
Подбор ролей должен осуществляться таким образом, чтобы формировать активную жизненную позицию, лучшие человеческие качества личности: чувство коллективизма, взаимопомощи и взаимовыручки и т.
п.
[205].
Второй компонент ролевой игры исходная ситуация выступает как способ ее организации.
При всем разнообразии определения понятия ситуации мы исходим из того, что при создании ситуации необходимо 104

[Back]