26 Таким образом,рассмотрение вопроса формирования уверенности в себе у будущего аниматора не представляется возможным без уяснения сущности таких основополагающих понятий, как самосознание, самооценка, идентичность, «Я-образ», социальное становление личности, социализация, характерологические аспекты, которые, в свою очередь, связаны с множеством понятий частного порядка. При теоретическом изучении уверенности в себе мы обратились к понятию «Я-образа». Интерес человека к себе, к своему «Я» всегда был предметом особого внимания. Внутренний мир личности, ее самосознание, самоотношение интересовали исследователей различных наук: философии, психологии, педагогики и др. Изучение идей И.С. Кона по психологии самосознания способствует пониманию соотношения понятий «самосознание» и «уверенность в себе». Уверенность в себе как ощущение возможности достижения поставленных перед собой целей можно рассматривать как отдельный компонент сознания или измерение «образа Я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией. » [131,с.45]. Самооценка отражает степень развития у личности чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я, поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [131, с.338]. Самоотношение в ряде исследований С. Куперсмита и М. Розенберга [131] рассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве, устойчивости образа «Я» и связанного с ним самоотношения и самоуважения. Выделенные два типа соответствующих потребностей самоуважение и уважение другими включают следующие понятия. Самоуважение компетентность, уверенность, успех, независимость и свобода, так как |
15 Глава 1. Формирование уверенности в себе у студента среднего нрофессионального учебного заведения как недагогнческая нроблема. 1.1.Состоянне разработанности нроблемы формирования уверенности в себе в нснхологической и недагогнческой лнтературе. Рассмотреть вопрос формирования уверенности в себе у студента среднего профессионального учебного заведения не представляется возможным без уяснения сущности таких основополагающих понятий как самосознание, становление самооценка, личности, идентичность, «Я образ», социальное аспекты, социализация, характерологические которые, в свою очередь, связаны с множеством понятий частного порядка. При теоретическом изучении аспекта уверенности в себе мы обратились к понятию « Я образа». Интерес человека к себе, к своему «Я» всегда был предметом особого внимания. Внутренний мир личности, ее самосознание интересовали исследователей различных наук: философии, психологии, педагогики и других. И.С. Кон, изучая формирование и трансформацию образа «Я» в истории культуры в индивидуальном развитии личности, характеризовал феномен самосознания как «совокупность психических процессов, посредством которых индивид осознает в качестве субъекта деятельности, называется самосознанием, а его представления о самом себе складываются в определенный «образ Я»» [80, 131]. Для того чтобы определить, к какой сфере исследований «Я образа» относится изучение уверенности в себе, мы обратились к классификации психологических теорий, изучающих сущность «Я» И.С. Кона. Она состоит из трех подразделений: 1. субъективные и считающие образ «Я» элементом самосознания (по предмету, по которому сосредоточен главный интерес исследователей); 2. теория личности, связанная с регулятивными функциями и теория сознания, изучающая когнитивные особенности самосознания, адекватность самооценки и т.п. (по теоретическому контексту); 3. по методологии исследования, в которой «подход к изучению самооценки. 17 образом, уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, мы можем рассматривать как отдельный компонент сознания или измерение «образа Я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией. Прояснить структурные характеристики уверенности в себе помогает модель М. Розенберга, включающая в себя измерения, характеризующие отдельные компоненты или «образ Я»: устойчивость (стабильность или изменчивость представления индивида о себе и своих свойствах); уверенность в себе (ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей); самоуважение (принятие себя как личности, признание своей социальной и человеческой ценности); кристаллизацию (лёгкость или трудность изменения индивидом представления о себе). Уверенность в себе, как ощущение возможности достичь поставленных перед собой целей, рассматривается как отдельный компонент сознания или измерение «образа я», наряду с устойчивостью, самоуважением и кристаллизацией. Для Розенберга самооценка это позитивная или негативная установка, направленная на специфический объект, называемый Я, таким образом, самооценка отражает степень развития у личности чувства самоуважения, ощущения собственной ценности и позитивного отношения ко всему тому, что входит в сферу его Я, поэтому низкая самооценка предполагает неприятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности [131, с,338]. Самоотношение в ряде исследований С. Куперсмита и М: Розенберга [131] рассматривается как своеобразная личностная черта, мало изменяющаяся от ситуации к ситуации и даже от возраста к возрасту. В основе устойчивости общего самоуважения, как предполагается, лежат два основных внутренних мотива: мотив самоуважения и потребность в постоянстве, устойчивости образа «Я» и связанного с ним самоотношения. Сложностью изучения личности в широком смысле ее понимания, отмечал У. Джемс [131, с. 17], является анализ в отношении ее составных элементов, чувств и эмоций, вызываемых ими (самооценка), поступков. |