31 3.Социальное измерение как отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социоэкономическому или социометрическому); отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.; отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей. Самоотношение личности структурировано во времени, что дает возможность выделить три вида «Я» по темпоральному признаку: 1) актуальное «Я» («здесь и теперь»), 2) ретроспективное «Я» будущем»). Тенденциями самоприспособления можно назвать такие элементы, как самоприятие, снисходительность к себе, самопоследовательность, («Я в прошлом»), 3) проспективное «Я» («Я в самоуверенность и т.д. Состояние дезадаптированности будет выражаться в самовосприятии, в отсутствии снисходительности к себе, непоследовательности выбранной стратегии действий относительно самого себя, неуверенности в своих силах и внутриличностных сомнениях, угрызений совести и чувстве вины и т.п. Неуверенность в своих силах, сомнения относительно правильности собственных поступков, повышенная самокритичность, неудовлетворенность своей внешностью, ощущение собственной негодности и т.п. выявляют ту или иную степень самонеприятия. Выходами на конструктивное решение жизненно-важных проблем Н.И.Сарджвеладзе [131] считает методы социально-психологического тренинга и групповой динамики. Они дают представление о возможностях, средствах и механизмах демократичного способа общения, при котором партнеры взаимообогащают друг друга в плане духовного роста и готовы к самопреобразованию. Данное положение мы взяли для реализации технологичсекого аспекта формирования уверенности в себе у студентов. А.А.Налчаджан [131,с.ЗЗ 1] отмечает, что неуверенные в себе люди, имеющие низкий уровень собственного достоинства, у которых не сформировалась устойчивая положительная Я-концепция, робки, легко |
29 довести задуманное, решителен нерешителен, планирую свое поведение пускаю дела на «самотек», через успех получаю новый импульс к дальнейшим действиям неудача парализует меня и т.д.) и отношение к себе как к неповторимой личности, чувство самотождественности. 3.Социальное измерение как отношение к своему социальному статусу (к статусу в системе формальных отношений, к социоэкономическому или социометрическому); отношение к тому, как ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.; отношение к себе как носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей. Самоотношение личности структурировано во времени, что дает возможность выделить три вида «Я» по темпоральному признаку: (1) актуальное «Я» («здесь и теперь»), (2) ретроспективное «Я» («Я в прошлом»), (3) проспективное «Я» («Я в будущем»). Тенденциями самоприспособления можно назвать такие элементы, как самоприятие, снисходительность к себе, самопоследовательность, самоуверенность и т.д. Состояние дезадаптированности будет выражаться в самовосприятии, в отсутствии снисходительности к себе, непоследовательности выбранной стратегии действий относительно самого себя, неуверенности в своих силах и внутриличностных угрызений совести и чувстве вины и т.п. Неуверенность в своих силах, сомнения относительно правильности собственных поступков, повышенная самокритичность, неудовлетворенность своей внешностью, ошущение собственной негодности и т.п. выявляют ту или иную степень самонеприятия. Выходами на конструктивное решение жизненно-важных проблем Н.И.Сарджвеладзе [131] считает методы сомнениях, социально психологического тренинга и групповой динамики. Они дают представление о возможностях, средствах и механизмах демократичного способа общения, при котором партнеры взаимообогащают друг друга в плане духовного роста и готовы к самопреобразованию. Данное положение 33 снижение уровня самоуважения личности должно привести к целому ряду изменений в ее поведении: к большой зависимости от лидеров и сверстников (для детей и подростков), к усилению убеждаемости, исполнения деятельности. Понижение уровня самоуважения приводит к появлению неадаптивных форм поведения. В частности, желание сохранить когнитивное соответствие (консонантность) приводит к таким формам поведения, которые к ухудшению соответствуют новой, более низкой самооценке личности. Эти данные, по мнению автора, позволяют сформулировать проблему существования особого ряда психологических событий, а именно: измерение Я концепции приводит к когнитивному диссонансу, а внутренняя мотивация ее редуцирования порождает различные формы неадаптивного поведения. Такой подход позволяет глубже понять причины широкого распространения психических болезней, преступности и других форм неадаптивного с позиций обш;ества и, нередко, также самой личности поведения. А.А.Налчаджан наблюдается [131,с.331] предполагает, что если в обществе с. рост числа преступников, невротиков и других лиц девиантным поведением, то существуют факторы, которые фрустрируют большие массы людей и приводят к снижению уровня их самоуважения. Такими факторами могут быть: война, репрессии, отсутствие свободы личности, вообще деспотизм, догматизм достоинство и бюрократизм, факторы. Их и другие, оскорбляющие человеческое длительное фрустрирующее воздействие, снижая уровень самооценки и самоуважения людей, создавая чувство личной некомпетентности, приводит к деморализации многих, к моральной регрессии людей. Описывая активизацию Я концепции и регуляцию адаптивного поведения, она отмечает, что неуверенные в себе люди, имеющие низкий уровень собственного достоинства, у которых не сформировалась устойчивая положительная Я концепция, робки, легко поддаются социальным |