Проверяемый текст
Сергеев Михаил Петрович. Внутрисемейная агрессия психически больных (судебно-психиатрический и социокультурный аспекты) (Диссертация 2005)
[стр. 97]

97 «забирали» большую часть любви и внимания матерей, либо терроризировали всю семью асоциальными поступками.
Такие конфликты отмечались в семьях невменяемых больных с умственной отсталостью (г=0,26; р<0,05).
Четвёртый тип конфликтов
(негативный перенос) перенос близкими недовольства, порождённого житейскими трудностями на больную.
Этот тип конфликта возникал в результате мелочных придирок, раздражения, грубого поведения родственников (как правило, мужей) по отношению к психически больным, беспомощным в силу своего состояния (имевшим инвалидность по неврологическим и другим заболеваниям).
Данные конфликты наблюдались только у невменяемых лиц, преимущественно с психооргдническими синдромами, в семьях деструктивного типа (г=0,22, р<0,01).
Пятый тип конфликта (эмоциональное отчуждение) отмечался в
семьях, где родственники были холодны, замкнуты в отношениях друг к другу, столкновения возникали при попытке одного из них вмешаться в жизнь другого.
Подобные конфликты встречались
у 4,7% испытуемых, достоверно чаще у вменяемых контрольной группы (15,В против 2,3% в основной; р<0,05).
Данный тип конфликта был связан с деструктивным типом семьи (г=0,25; р<0,05) и диагнозом шизофрения (г-0,32; р<0,05).
Шестой тип конфликта (оппозиция) характеризовался постоянными столкновениями между
больной и родственниками из-за грубости, эгоизма больной, его антисоциальных поступков.
Такие конфликты наблюдались в семьях
26,0% испытуемых, в равной степени в обеих сравниваемых группах.
Данный тип конфликта у вменяемых больных был связан с диагнозом алкоголизм (г=0,27; р<0,05), а у невменяемых с органическими ПР (1=0,27; р<0,01), эпилептиформными синдромами (г=0,28; р<0,01) и пароксизмальными психопатологическими механизмами ООД в виде дисфорической активности и сумеречного помрачения сознания (1=0,23; р<0,05), а также семьёй распадающегося типа (г-0,30; р<0, 01).
[стр. 89]

89 сочувствия, когда он не получал должной заботы и принуждался к выполнению прежних семейных обязанностей; а также при стремлении больного к изоляции, сочетающемся с непониманием своей неспособности обходиться без помощи.
Подобный тип конфликтов наблюдался только в семьях лиц, признанных в процессе производства СПЭ невменяемыми (17,0%; р<0,01).
Достоверные взаимосвязи обнаружены между данным типом конфликта и неполной семьёй (г=0,20; р<0,05), а также шизофренией, галлюцинаторно-бредовыми синдромами и психопатологическим механизмом ООД в виде императивных псевдогаллюцинаций и психических автоматизмов (г=0,18; р<0,05).
Третьего типа конфликты (внутрисемейное группирование) возникали вследствие неодинакового отношения больного к отдельным членам семьи и обострялись при вражде между домочадцами, когда родственники принимали сторону соперника больного, либо он сам открыто принимал сторону кого-либо из родственников.
Такие конфликты наблюдались в семьях 11 (7,3%) больных в случаях негативного, враждебного отношения испытуемых к кому-либо из членов семьи (отцу, брату), которые «забирали» большую часть любви и внимания матерей, либо терроризировали всю семью асоциальными поступками.
Подобного типа конфликты были связаны с диагнозом умственная отсталость (г=0,26; р<0,05).
Четвёртый тип конфликтов
перенос близкими недовольства, порождённого житейскими трудностями, на больного (негативный перенос) возникал в результате мелочных придирок, раздражения, грубого поведения родственников (как правило, жён) по отношению к психически больным с психоорганическими синдромами, беспомощным в силу своего состояния.
Он наблюдался в семьях деструктивного типа (г=0,22; р<0,01), у лиц, признанных в процессе производства СПЭ невменяемыми (6,8; р<0,01).
Пятый тип конфликта (эмоциональное отчуждение) отмечался в
7 (4,7%) семьях, где родственники были холодны, замкнуты в отношениях друг к другу, столкновения возникали при попытке одного из них вмешаться в жизнь другого.
Подобные конфликты встречались
достоверно чаще у испытуемых второй группы, признанных в ходе производства СПЭ вменяемыми (15,8 против 2,3%; р<0,05) и были связаны с деструктивным типом семьи (г=0,25; р<0,05) и диагнозом шизофрения (г=0,32; р<0,05).
Шестой тип конфликта (оппозиция) характеризовался постоянными столкновениями между
больным и родственниками из-за грубости, эгоизма больного, его

[стр.,90]

90 антисоциальных поступков.
Такие конфликты наблюдались в семьях
39 (26,0%) испытуемых.
У лиц, признанных в процессе производства СПЭ вменяемыми, подобные конфликты были связаны с диагнозом алкоголизм (г=0,27; р<0,05), а у лиц, признанных невменяемыми с органическими ПР (г=0,27; р<0,01), эпилептиформными синдромами (г=0,28; р<0,01) и пароксизмальными психопатологическими механизмами ООД по типу дисфорической активности (г=0,23; р<0,05), а также семьёй распадающегося типа (г=0,30; р<0,01).
Таким образом, анализ этнокультуральных и семейных факторов показал их высокую значимость в становлении агрессивности психически больных, формировании своеобразных паттернов внутрисемейной агрессии, и, следовательно, в реализации агрессивных действий, направленных на родственников членов своей семьи.
4.2.
Особенности предупреждения внутрисемейных агрессивных действий психически больных мужчин Данные нашего исследования показали большую профилактическую значимость своевременного выявления и лечения ПР у лиц, склонных к внутрисемейной агрессии (невменяемых), так как большинство (56,8%) из них совершили ООД впервые в жизни (криминальный манифест, В.А.
Гурьева, В.Я.
Гиндикин, 2002).
Усилия психиатров должны направляться на активное выявление больных шизофренией, так как данный контингент более всего предрасположен к первичным деликтам в семье (31,8 против 1,6% вменяемых; р<0,05).
В период совершения преступления они, как правило, обнаруживали хронические галлюцинаторнобредовые синдромы и продуктивно-психотические механизмы ООД в виде императивных псевдогаллюцинаций и психических автоматизмов (г=0,22; р<0,05).
Криминальный манифест таких больных наблюдался в неполных семьях под влиянием психологического давления со стороны единственного родителя и имел соответствующую направленность.
Учитывая высокую распространённость неполных семей в ЧР, районным психиатрам следует обращать на них особое внимание.
Родители больных из неполных семей, в силу своего низкого культурного уровня неправильно воспринимают проявления шизофрении, не расценивают их должным образом.
Это затягивает выявление психотической симптоматики, вызывает её хронизацию и усиление интерпретативного компонента в структуре галлюцинаторно-бредовых переживаний.
Типичные конфликты на этом фоне

[Back]