Проверяемый текст
Кувшинова, Ирина Александровна; Формирование готовности будущего учителя к осуществлению здоровьесберегающего эксперимента (Диссертация 2004)
[стр. 40]

40 В теоретическом плане целесообразно соотнести состояние готовности к деятельности с понятием установки, разработанным школой Д.Н.
Узнадзе, который утверждал, что готовность это существенный признак установки [196, с.
1 1 0 -1 1 2 ].
■ч Представители третьего подхода считают, что психологическая готовность к деятельности является своеобразной формой отражения субъектом профессиональной деятельности, и вне данного отражения готовность возникнуть не может.
Целостная профессиональная готовность рассматривается ими как сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая система качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществлять деятельность.
Такой подход к проблеме готовности позволяет изучать ее на более высоком личностном уровне —как подготовленность.
Исследуя личностные
ч предпосылки, необходимые для успешной деятельности, ученые данного направления рассматривают психологическую подготовленность как совокупность личностных качеств специалиста, обеспечивающих выполнение им функций, адекватных потребностям соответствующей деятельности [61; 84; 156].
Таким образом, анализ психологической литературы и различных взглядов психологов на понятие «готовность к деятельности» позволяет сделать следующие выводы, обладающие значимостью для нашего исследования.

Во-первых, общая психологическая готовность к деятельности
(рекреационной) является сложным свойством личности, которое выступает существен-Ч ной предпосылкой целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности, помогающей осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Во-вторых, общая готовность к деятельности динамична в своем
станов▼ лении, формируется и приобретает определенную содержательную структуру в условиях конкретной деятельности.
В-третьих, психологическая готовность личности включает в себя такие компоненты, как блок самоконтроля и самооценки, обеспечивающий саморе
[стр. 44]

ленность в изменяющихся условиях, Д.Н.
Узнадзе утверждал, что готовность это существенный признак установки (203, с.
120).
Действительно, готовность не возникает помимо установок, если их понимать как налаживание, настройку субъекта на предстоящую деятельность.
Но готовность включает не только различного рода осознанные и неосознанные установки на определенные формы реагирования, но и осознанные задачи, модели вероятного поведения, определение оптимальных способов деятельности, оценку своих возможностей в их соотношении с предстоящими трудностями и необходимостью достижения определенного результата.
Поэтому мы считаем, что только в некоторых случаях состояние установки и готовности совпадают, обычно же готовность более сложное структурное образование.
Представители третьего подхода (П.С.
Горностай, М.И.
Дьяченко, Л.А.
Кандыбович, Л.И.
Кобзар, В.А.
Крутецкий, Л.И.
Король, В.А.
Моляко, С.И.
Равикович и др.) считают, что психологическая готовность к деятельности является своеобразной формой отражения субъектом профессиональной деятельности, и вне данного отражения готовность возникнуть не может.
Целостная профессиональная готовность рассматривается ими как сложное личностное образование, многоплановая и многоуровневая система качеств, свойств и состояний, которые в своей совокупности позволяют определенному субъекту более или менее успешно осуществлять деятельность.
Такой подход к проблеме готовности позволяет изучать ее на более высоком личностном уровне как подготовленность.
Исследуя личностные
предпосылки, необходимые для успешной деятельности, ученые данного направления рассматривают психологическую подготовленность как совокупность личностных качеств специалиста, обеспечивающих выполнение им функций, адекватных потребностям соответствующей деятельности.
Таким образом, анализ психологической литературы и различных взглядов психологов на понятие «готовность к деятельности» позволяет сделать следующие выводы, обладающие значимостью для нашего исследования.

44

[стр.,45]

Во-первых, общая психологическая готовность к деятельности (экспериментальной) является сложным свойством личности, которое выступает существенной предпосылкой целенаправленной деятельности, ее регуляции, устойчивости и эффективности, помогающей осуществлять самоконтроль и коррекцию.
Во-вторых, общая готовность к деятельности динамична в своем
становлении, формируется и приобретает определенную содержательную структуру в условиях конкретной деятельности.
В-третьих, психологическая готовность личности включает в себя такие компоненты, как блок самоконтроля и самооценки, обеспечивающий саморегуляцию
и самокоррекцию, эмоционально-волевой блок как субъективное переживание предстоящей деятельности и блок практической готовности к эффективному выполнению деятельности.
В педагогических исследованиях проблема профессиональной готовности в общетеоретическом плане вводится в 70-е годы и рассматривается учеными (М.И.
Дьяченко, Л.А.
Кандыбовичем, Н.В.
Кузьминой, Ю.Н.
Кулюткиным, В.А.
Сластениным, А.И.
Щербаковым и др.) в рамках общей теории психологической готовности человека к деятельности.
В целом в педагогике ,,гoтoвнocть,, рассматривается как интегральное, профессионально-значимое качество личности учителя, представляющее собой систему взаимосвязанных структурных компонентов, включающих личностные (профессиональные мотивы и интересы) и процессуальные (профессиональные знания и умения) аспекты.
Анализ педагогической литературы показал, что существуют различные трактовки понятия «готовность личности к профессиональной деятельности», что обусловлено как несовпадением теоретических подходов к его изучению, так и спецификой сущности и содержания изучаемой деятельности.
В исследовании мы придерживались интегративного подхода, позволяющего анализировать понятие «готовность будущего учителя к здоровьесберегающей экспериментальной деятельности» с позиций системного и личностно-деятельностного 45

[Back]