Проверяемый текст
Караяни, Александр Григорьевич; Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах (Диссертация 1998)
[стр. 42]

образа потенциального противника.
Для этого используется специальная технология.
С 1980 года в учебном центре сухопутных войск армии США в Форт-Ирвине (штат Калифорния) действует специальная программа под названием «Рэд траст».
В ее рамках сформирован так называемый «32-й гвардейский
мотострелковый полк» численностью 1200 человек, соответствующий по структуре, тактике действий и вооружению полкам нашей армии.
Ежегодно до 14 батальонов получают опыт ведения боевых действий с «русскими».
Для большей эмоциональной окраски формируемого образа врага и создания реалистических моделей действий в борьбе с ним предусматриваются временный успех противника, захват им инициативы, большие потери в американских подразделениях
/182/.
Другим важным компонентом психологического образа современного боя, по мнению военных специалистов западных армий, является
полимодальная (визуальная, аудиальная, кинестетическая) картина поля боя.
Известный среди западных военных, специалист по боевой подготовке Р.
Ригг, подчеркивая особую важность создания у военнослужащих объективного представления о
сонном бое, отмечает, что солдаты должны научиться «жить среди отвратительного запаха смерти.
Чтобы успешно воспроизвести боевую действительность, надо воздействовать на чувства.
Солдат надо приучить к потерям, они должны видеть, как падают убитые и раненые и усвоить, что сохранить жизнь и добиться успеха легче, сделав бросок на 50 м, чем укрывшись за большим камнем.
Надо приучить солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти ..
.чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал стрелял, двигался, сражался».

Далее Ригг подчеркивает, что «лучшим памятником американцам, погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности».

Формируемая в процессе психологической подготовки военнослужащих субъективная картина предстоящих действий должна, по мнению специалистов, носить предельно конкретный характер, быть максимально «при
[стр. 72]

В качестве второго направления психологического обеспечения боевых действий во многих зарубежных армиях принято выделять психологическую подготовку военнослужащих, частей и подразделений.
Анализ основных теоретических позиций военных психологов и реальной практики психологического обеспечения боевых действий войск позволяет вычленить некоторые основные формы психологической подготовки в ведущих армиях мира.
Так, в литературных источниках неоднократно приводились данные, указывающие на то решающее значение, которое принадлежит формированию у военнослужащих адекватной внутренней картины современной войны и конкретных боевых событий, в которых им предстоит действовать.
П.Х.
Мокор на материале многих боевых событий доказывает, что индивидуальная несостоятельность военнослужащих в бою проистекает всегда из полной неосведомленности о психологической реальности боя.
По его мнению, боец должен быть заранее осведомлен о силе и частоте тормозящих и разрушительных влияний, о возможности потери психического равновесия на поле боя, о множестве непредвиденных обстоятельств, ведущих к растерянности и несостоятельности в бою.
Весьма интересным представляется мнение о том, что каждая позиция отделения должна быть подвергнута специальному описанию, и в нем боевая техника и тактика должны быть представлены в психологическом аспекте.
В технологическом плане это может быть небольшая инструкция информационного типа, содержащая описание симптомов страха, конкретных примеров и способов его преодоления (300, 57-58).
Специалистами психологического обеспечения боевых действий зарубежных армий немаловажное значение придается созданию реалистического образа потенциального противника.
Для этого используется специальная технология.
С 1980 года в учебном центре сухопутных войск армии США в ФортИрвине (штат Калифорния) действует специальная программа под названием «Рэд траст».
В ее рамках сформирован так называемый «32-й гвардейский
мо72

[стр.,73]

тострелковый полк» численностью 1200 человек, соответствующий по структуре, тактике действий и вооружению полкам нашей армии.
Ежегодно до 14 батальонов получают опыт ведения боевых действий с «русскими».
Для большей эмоциональной окраски формируемого образа врага и создания реалистических моделей действий в борьбе с ним предусматриваются временный успех противника, захват им инициативы, большие потери в американских подразделениях
(347; 351).
.
Другим важным компонентом психологического образа современного боя, по мнению военных специалистов западных армий, является
полимодалъная (визуальная, аудиальная, кинестетическая) картина поля боя.
Известный среди западных военных специалист по боевой подготовке Р.
Ригг, подчеркивая особую важность создания у военнослужащих объективного представления о
современном бое, отмечает, что солдаты должны научиться «жить среди отвратительного запаха смерти.
Чтобы успешно воспроизвести боевую действительность, надо воздействовать на чувства.
Солдат надо приучить к потерям, они должны видеть, как падают убитые и раненые и усвоить, что сохранить жизнь и добиться успеха легче, сделав бросок на 50 м, чем, укрывшись за большим камнем.
Надо приучить солдата к дьявольской атмосфере огня и смерти ...чтобы он чувствовал себя среди огня, дыма и смятения, как в обычной обстановке, и действовал стрелял, двигался, сражался»
(276, 16).
Далее Ригг подчеркивает, что «лучшим памятником американцам, погибшим в борьбе за обеспечение свободы, является учебное поле, приближенное к боевой действительности»’
(276, С.31).
73 ' Аналогичного принципа психологической подготовки войск придерживаются в армии Израиля.
В их наставлении по психологической подготовке одно из таких «полей сражения» описано следующим образом: «Деревня, вернее ее развалины, кругом валяются трупы «убитых», ощущается тошнотворный запах.
Среди обломков мебели видна детская игрушка с оторванной ногой, на оконной раме болтается женский чулок.
Всюду битая посуда.
На пороге разрушенного дома лежит «труп» хозяйки с проломленным черепом, густо облепленный мухами.
Из-под обломков торчат ноги хозяина.
Все это хорошо дополняется смрадом пожара, имитируемого при помощи дымовых шашек» (84, 12-14).


[стр.,74]

Формируемая в процессе психологической подготовки военнослужащих субъективная картина предстоящих действий должна, по мнению специалистов, носить предельно конкретный характер, быть максимально «привязанной» к тем природно-географическим, погодно-климатическим, социально-политическим и боевым условиям, в которых будет осуществляться решение боевых задач.
Заслуживает пристального внимания технология психологической подготовки войск к решению боевых задач.
Американский солдат должен задолго до прибытия к месту боевых событий психологически адаптироваться к визуальным, аудиальным, кинестетическим элементам боевой обстановки, перестроить динамику своих биоритмов, привыкнуть к реальной физической нагрузке, характерной для современного боя, пройти процесс «врабатывания».
С этой целью США.
готовясь, например, к вторжению в Гренаду, тщательно отрепетировали действия войск на учениях «Оушен венчер-81».
Акцию в Панаме предваряли маневры, превосходящие по масштабам саму операцию.
В ходе подготовки к войне в Персидском заливе с сухопутными частями в США и Саудовской Аравии было проведено около 200 учений бригадного масштаба.
Еще более серьезная боевая и психологическая подготовка осуществлялась в этот период с летным составом ВВС.
На авиабазе Неллис (штат Невада) была создана обстановка, максимально приближенная к боевой.
Достаточно сказать, что в этих целях имитировалась в натуральную величину вся территория Кувейта, был создан единый каталог целей (для этого использовались специалисты, строившие объекты в Кувейте и Ираке).
К обучению летчиков привлекались их коллеги из Германии, освоившие МиГ-29, и французы специалисты по самолетам «Мираж», так как эти типы самолетов составляли основу истребительной авиации Ирака.
Интенсивность полетов в американских частях в Саудовской Аравии в декабре 1990 г.
составляла около 3000 вылетов в сутки и приближалась к той, которая ожидала летчиков в войне (4500 вылетов в сутки) (78,1995).
74

[Back]