Проверяемый текст
Дюндик, Юрий Николаевич. Педагогическая профилактика суицидальных явлений среди личного состава кораблей ВМФ (Диссертация 1998)
[стр. 109]

108 дику работы командира по профилактике наркомании и токсикомании среди военнослужащих, в то же время 5 % опрошенных офицеров считают, что к военнослужащим, употребляющим наркотические либо токсические средства, следует применять те же меры воздействий что и к любому военнослужащему с отклоняющимся поведением.
При изучении вопроса теоретической и практической подготовленности офицеров к процессу предупреждения суицидальных явлений у военнослужащих была выявлена такая тенденция, как отставание психолого-педагогической
подготовленности офицеров в частях и на кораблях от объективного повышения требований к ней.
Это противоречие не позволяет им проводить профилактическую деятельность по предупреждению
наркомании и токсикомании на научно-обоснованном уровне и потому она не приносит реальных результатов.
При углубленном анализе выяснилось, что 48 % офицеров вообще не имеют в своей личной библиотеке психолого-педагогическую литературу, 10 % совершенно не знакомы с выводами и рекомендациями современных военнопедагогических и психологических исследований по проблеме профилактики
наркомании и токсикомании, 77 % знакомы поверхностно и лишь 13 % целенаправленно и систематически их изучают.
Вместе с тем исследование показало, что значительной части опрошенных офицеров (11 % ) не удается применять теоретические знания по военной педагогике и психологии на практике, 47 % удается крайне редко и только 42 % офицеров применяют полученные знания на практике.
Не знакомы с заслуживающим внимания опытом своих коллег по профилактике
наркомании и токсикомании 53 %.
По результатам исследования опрошенные офицеры следующим образом оценивают свою подготовленность к решению некоторых задач профилактической деятельности: почти 55 % офицеров отметили, что не могут достаточно квалифицированно строить индивидуально-воспитательную работу
[стр. 48]

суицидальной превенции.
Исследования показали, что 24 % офицеров считают, что самоубийства совершаются в основном ненормальными людьми; некоторые офицеры (15 %) высказывают сомнения относительно самой возможности и необходимости предупреждения самоубийств.
49,2 % офицеров не умеет осуществлять профилактическую деятельность по предупреждению самоубийств, не знакомы с рекомендациями современных психолого-педагогических исследований по проблеме профилактики самоубийств 76,3 % офицеров, с заслуживающим внимания опытом своих коллег не знакомы 53,1 % офицеров.
У некоторых офицеров сложилось упрощенное поверхностное понимание возможности предупредить суицидальное поведение.
По их мнению, сложнейшая проблема предотвращения самоубийств военнослужащих может быть без особого труда решена, если моряков загрузить работой "от подъема до отбоя" ("чтобы не возникали подобные мысли"), и при этом осуществлять за ними жесткий и строгий контроль.
Реальное же осуществление такой "отвлекающей профилактики" и гиперконтроля, нарушение элементарных психогигиенических требований к режиму труда и отдыха, может привести к физическому и психическому истощению организма, повышению вероятности суицидальных поступков.
55 % офицеров отметили, ото не могут достаточно квалифицированно строить индивидуально-воспитательную работу с подчиненными, снимать у них стрессовые состояния и находить душевный контакт с ними, 54 % затрудняются в организации профилактики неуставных взаимоотношений; 42 % не умеют проводить работу с молодыми воинами в период адаптации к армейской службе.
Существующая система ввмузовской и командирской подготовки не способствует устранению выявленных недостатков профилактической деятельности офицеров.
В результате в ряде случаев командиры не только оказываются неподготовленными для выявления и снятия кризисных состояний у подчиненных, но и зачастую применяют некорректные "педагогические меры", оказывающие сильное психотравмирующее воздействие на личность.
К условиям, способствующим проявлению суицидального поведения; следует отнести и недостатки в организации досуга и быта матросов на кораблях.
Как показало исследование, 79,1 % опрошенных матросов и старшин экспериментальных кораблей I неудовлетворены качеством питания, 79,6 % снабжением вещевым имуществом, 73,9 % порядком и очередностью увольнения из расположения части, 52,8 % работой библиотек, 39,6 % доставкой почты, 42,9 % спортивно-массовой работой, 56,8 %

[стр.,71]

анализ материалов характеризующих призывной контингент, поступающий на флот, все большее количество военнослужащих приходит на службу с различными отклонениями в поведении и представляет педагогическую трудность в работе командиров и начальников.
Так на вопрос "Выделяете ли Вы кого-нибудь из своих подчиненных в "группу с риском самоубийства"? утвердительно ответили 31.7 % офицеров.
Анализ показал, что за последние два года на обследуемые корабли поступило 37 % военнослужащих, не имеющих среднего образования, 30.5 % из неполных семей, 25 % в результате обследования получили IV группу нервнопсихической устойчивости, у 21 % снижены познавательные способности, у 60 % отсутствует всякая мотивация к службе на флоте, 30 % пробовали наркотики, 35 % систематически употребляли алкоголь т.д.
При этом, анализ показывает тенденцию увеличения относительного числа трудных военнослужащих на фоне уменьшения количественного состава подразделений и укомплектованности кораблей и частей в целом.
Последующее изучение документов, биографических особенностей матросов,Л I * беседы и анкетирование военнослужащих группы суицидального риска в обследуемых частях выявило следующее: испытывают какие-либо трудности по службе 59.7 % матросов, тяжело их переносят 15,2 % опрошенных, не удовлетворены отношениями с сослуживцами 28,9 % воинов, 56 % испытывали за время службы оскорбления, издевательства и иные притеснения со стороны матросов старшего срока службы.
При этом, неполное среднее образование имели 27 %, среднее 64,9 %.
L a b e ll Анализ полученных результатов показал также, что в то же время не могут определить сущность и содержание профилактической деятельности 24 % опрошенных офицеров, не умеют осуществлять ее 49.2 %.
Поэтому не случайно 57 % респондентов испытывают потребность в получении теоретических знаний о сущности и содержании профилактической деятельности по предупреждению самоубийств; 60 % такую потребность высказали в получении научно обоснованных практических рекомендаций по этому вопросу, а 71 % командиров считает, что необходимо разработать специальную методику работы командира по профилактикег самоубийств среди военнослужащих.
При изучении вопроса теоретической и практической подготовленности офицеров к процессу предупреждения суицидальных явлений у военнослужащих была выявлена такая тенденция, как отставание психолого-педагогической
подготовленI ности офицеров в частях и на кораблях от объективного повышения требований к

[стр.,72]

ней.
Это противоречие не позволяет им проводить профилактическую деятельность по предупреждению
самоубийств на научно-обоснованном уровне и потому она не приносит реальных результатов.
I При углубленном анализе выяснилось, что 48 % офицеров вообще не имеют в своей личной библиотеке психолого-педагогическую литературу, 10 % совершенно не знакомы с выводами и рекомендациями современных военно-педагогическихь и психологических исследований по проблеме профилактики самоубийств, 77 % знакомы поверхностно и лишь 13 % целенаправленно и систематически их изучают.
Вместе с тем исследование показало, что значительной части опрошенных офицеров (11% ) не удается применять теоретические знания по военной педагогике и психологии на практике, 47 % удается крайне редко и только 42 % офицеров применяют полученные знания на практике.
Не знакомы с заслуживающим внимания опытом своих коллег по профилактике
самоубийств 53 %.
По результатам исследования опрошенные офицеры следующим образом оценивают свою подготовленность к решению некоторых задач профилактической деятельности: почти 55 % офицеров отметили, что не могут достаточно квалифицированно строить индивидуально-воспитательную работу
с подчиненными, снимать стрессовые состояния и находить душевный контакт с ними, 42 % не умеют проводить работу с молодыми воинами в период адаптации к службе, 54 % затрудняются в организации профилактики нарушений уставных взаимоотношений между военнослужащими, 63,1 % командиров и начальников считают трудной проблемой умение организовать досуг личного состава с учетом их интересов и склонностей.
Приведенные факты реального состояния суицидальности и профилактической деятельности офицеров по ее предупреждению, их количественный и качественный анализ подтвердили один из основных выводов диссертационного исследования о необходимости организации процесса педагогической профилактики суицидальных явлений на кораблях (в частях) и в подразделениях.
Особая профилактическая роль офицера обуславливалась специальными це-I лями и задачами, потребностями и мотивами предупредительной деятельности, формами ее организации и видами проведения.
Анализ показал, что основные цели и задачи профилактической деятельности офицеров определялись руководящими документами и инструкциями, спецификой профилактической работы с возможными суицидентами, ее содержательной стороной, а также практической необходимостью предупреждения суицидальных явлений среди военнослужащих и в ко

[Back]