Проверяемый текст
Заостровцева, Мария Николаевна; Совместная деятельность классного воспитателя, социального педагога и педагога-психолога по коррекции агрессивного поведения подростков (Диссертация 2003)
[стр. 53]

53 условиям: когда имеют место пагубные для жертвы последствия и когда нарушены нормы поведения в обществе.
Анализ
психолого-педагогической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессии являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная теория, теория социального научения, мотивационная теория, в которых нашли свое отражение взгляды представителен разных направлении: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.
Проанализировав подходы к пониманию агрессии в психоанализе и неопсихоанализе, можно сделать вывод,
взгляды исследователей по данной нимание агрессии как инстинкта в ортодоксальном психоанализе встретило критику и попытку отоити от этой точки зрения в неопсихоанализе.
Понимание причин развития агрессивности здесь идет из анализа отношений в обществе (К.
Хорни
[268, 269, 270], Э.
Фромм [263]) или в группе (А.
Адлер [4]).
В современной психолого-педагогической литературе приводятся объяснения агрессии и в социобиологическом подходе, где она понимается как средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе [27, С.
37].
Любопытна приводимая здесь же так называемая «охотничья гипотеза», согласно которой «именно охотничий инстинкт как результат естественного
отбора в сочетании с развитием мозга и появлением оружия, поражающего на расстоянии, сформировал человека как существо, которое активно нападает на представителен своего же вида» [27, С.
36].
Подводя итог в анализе подходов, постулирующих врожденный характер агрессивности у человека, отметим, что, несмотря на самые
[стр. 14]

14 делении поведения как агрессивного решающее место должно принадлежать понятию нормы.
Под нормой можно рассматривать принятые в конкретном обществе или группе правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей (164, 423).
Понятие нормы формируется в процессе социализации ребенка.
Следовательно, агрессивным следует пагубные нарушены нормы поведения в обществе.
Анализ
психологической литературы свидетельствует, что основными теоретическими концепциями проявления агрессивности являются теория влечения (инстинкта), фрустрационная теория, теория социального научения, мотивационная теория, в которых нашли свое отражение взгляды представителей разных направлений: этологического, психоаналитического, бихевиористского и необихевиористского, гуманистического.
Представители первых двух направлений понимают агрессию как инстинкт.
Основатели этологического (К.
Лоренц) и психоаналитического (3.
Фрейд) подходов следуют так называемой гидравлической модели агрессивности, согласно которой агрессия имеет внутренний источник, а для того чтобы не произошло неконтролируемого насилия, нужно, чтобы агрессивная энергия постоянно разряжалась.
3.
Фрейд связывает агрессивность с влечением к смерти.
Агрессивность, по мнению ученого, представляет собой некий постоянно присутствующий в организме подвижный импульс, обусловленный самой природой человека.
Это инстинкт либо саморазрушения, либо разрушения другого индивида (184, 32).
Объяснение истоков и природы агрессии у людей с помощью биологических инстинктов встретило критику ряда исследователей.
Так изучение поведения животных убедительно доказывает, что все их так называемые жестокие или разрушительные действия являются лишь средством для удовлетворения жизненно важных потребностей и выработанными в труднейших условиях существования способами самозащиты; они отнюдь не являются самоцелью, как это предполагается в теории инстинкта саморазрушения.
В.
Холличер в книге «Человек и агрессия» приводит исследование Дж.
X.
Крук, показывающее, что «у высокоразвитых животных и у человека ...
в поведении присутствует значительный компонент агрессии, который проявляется в тенденции отвечать нападением или

[стр.,16]

16 зывает конкуренцию между людьми, а, следовательно, и враждебность.
Автор рассматривает такие условия воспитания, как унижение достоинства и несправедливость наказания, что в свою очередь порождает агрессию как защитную реакцию ребенка.
Отмечается, что родители опираются на авторитаризм в воспитании своих детей, вследствие чего агрессия ребенка подавляется страхом перед родителями и проявляется косвенно в жестоком обращении с животными, в стремлении причинить боль слабому существу и т.д.
Анализируя положение З.Фрейда о врожденном характере стремления к агрессии, К.
Хорни подчеркивает, что такой взгляд на природу агрессивности человека парализует все усилия, направленные на изменение условий, вызывающих деструктивное поведение (192).
Она уверенна в том, что общество вполне может созидательно участвовать в процессе развития личности.
Пересмотр идей 3.
Фрейда, на природу агрессивности, проделан А.
Адлером, утверждающим, что каждому человеку присуще чувство неполноценности, порождающее стремление индивида к компенсации дефекта.
С комплексом неполноценности связано стремление к власти.
Он утверждает, что у человека существует врожденное побуждение стремление к привязанности (социальное чувство), которое регулирует поведение индивида.
Учены асоциальное поведение является следствием недоразвития социального чувства, отрицает понимание агрессивности как неизбежной стороны личности (5).
Анализируя подходы психоанализа и неопсихоанализа к исследованию агрессивности, уместно привести замечание Л.И.
Божович о том, что неопсихоаналитики, пытаясь преодолеть биологизм З.Фрейда в противопоставлении индивида и общества, трактуют социальность не как результат антропои социогенеза, а как абстрактное антропологическое качество человека, в результате чего существенных сдвигов в позициях исследователей не наблюдается (22).
Таким образом, проанализировав подходы к пониманию агрессии в психоанализе и неопсихоанализе, можно сделать вывод, что взгляды исследователей по данной проблеме неоднозначны.
Понимание агрессии как инстинкта в ортодоксальном психоанализе встретило критику и попытку отойти от этой точки зрения в неопсихоанализе.
Понимание причин развития агрессивности здесь идет из анализа отношений в обществе (К.
Хорни,
Э.
Фромм), или в группе (А.
Адлер).


[стр.,17]

17 Аналогичного понимания природы агрессии придерживается и основоположник этологии К.
Лоренц (105).
Однако он считает, что отождествление агрессии с «инстинктом смерти» является неверным.
Ученый предлагает четыре способа, которые помогут исправить людей и преодолеть агрессивный инстинкт: первый способ «переориентирование агрессии на другой объект; второй сублимация агрессивного потенциала; третий разумное и критическое овладение реакцией воодушевления, которая должна быть направлена на науку и искусство; четвертый направленная евгеника это способ, позволяющий избавиться от агрессивного инстинкта, который он считает теоретически возможным, но нежелательным.
Так как взаимодействие различных побуждений очень сложно, то исчезновение одного из них (агрессии), по его мнению, приведет к непредсказуемым последствиям.
Таким образом, представитель этологического подхода К.
Лоренц соединил в своей теории два элемента.
Первый состоит в том, что человеческая агрессивность является врожденной и, как у животных, способствует выживанию вида и особи.
Согласно К.
Лоренцу, Homo sapiens как один из многих видов животного мира обладает инстинктом агрессии.
В качестве примера он указывает на подростка, который при первом знакомстве со сверстником сейчас же начинает с ним драться, поступая так же, как в аналогичном случае поступают обезьяны, крысы и ящерицы.
Второй элемент (тезис о гидравлическом характере накопившейся энергии) помогает К.
Лоренцу объяснить жестокость и разрушительные тенденции человека.
К.
Лоренц так же, как и сторонники психоанализа, предлагает направлять агрессивность детей к вещам, заменяющим их причину.
Спорт, по его мнению, имеет агрессивное начало и поэтому дает возможность истощения и отвода спонтанно проистекающей агрессивной энергии (105).
В современной литературе приводятся объяснения агрессивности и в социобиологическом подходе, где она понимается как средство, с помощью которого индивидуумы пытаются получить свою долю ресурсов, что, в свою очередь, обеспечивает успех (преимущественно на генетическом уровне) в естественном отборе (28, 37).
Любопытна приводимая здесь же так называемая «охотничья гипотеза», согласно которой «именно охотничий инстинкт как результат естествен

[Back]